Станет ли пендель от Токаева волшебным?
На минувшей неделе президент Казахстана вновь поднял тему качества школьного образования. Затрагивает он её регулярно – министр образования согласно кивает головой: мол, исправим. Но спустя время глава государства вновь вынужден возвращаться к неприятному разговору.
– Обучение – это не поле для экспериментов, – заявил Касым-Жомарт Токаев. – Всё это приводит к снижению количества часов, отводимых на изучение основных дисциплин.
При этом, у нас самая высокая учебная нагрузка – 67 часов, в то время как в Финляндии и Южной Корее она составляет всего 39 часов, а в США – 55.
Важен здоровый баланс между обучением и другими видами развития школьников. С учётом мировых тенденций особое внимание нужно уделить таким приоритетным предметам, как математика, языки и информатика.
По качеству учебников есть вопросы. На сегодня в школах используются учебники по истории нашей страны и мира, где можно увидеть множество разночтений. Я сам читал некоторые учебники и удивляюсь их низкому качеству.
Исторические события и факты должны доводиться до учащихся без искажения. Поэтому поручаю разработать и внедрить единые школьные учебники по истории Казахстана и всемирной истории.
Разумеется, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов тут же пообещал напечатать один базовый учебник по истории Казахстана и такой же – по всемирной истории.
– Каким должен быть учебник? – задался вопросом Аймагамбетов. Странно, что он не сделал этого хотя бы в самом начале министерской карьеры. – Должны ли там быть только цифры, даты или история Казахстана, которую ребёнку будет интересно узнавать?
Из слов министра получалось, что он понимает, что президент требует от него единый учебник по истории для всех школьных классов, где она изучается, но плохо представляет, что именно в этом учебнике должно быть.
Учебники пишутся на коленке
А ведь времени задуматься об этом у министра было более чем достаточно. Ещё в августе прошлого года Аймагамбетов признавал:
– Мы должны согласиться с тем, что во многом эти претензии абсолютно оправданы, – согласился тогда главный учитель страны. – Действительно, ошибки и проблемы есть. Кто-то их называет опечатками, кто-то – техническими ошибками, но общество это не интересует.
В учебнике русской литературы элементарные ошибки. Одного героя называют то по имени, то по фамилии. В учебниках по географии много проблем по картам. Английский язык – некоторые слова на казахский язык переведены неточно.
В таком случае, господин министр, спрашивается: почему ваше ведомство одобрило глупые учебники, заплатило их авторам, потратило деньги на их печать и развоз по стране? А теперь министерство удивляется, как и откуда такие учебники вообще появились!
Вы не поверите, но у министра на это заготовлен стандартный ответ – новый учебный год всегда начинается неожиданно.
– Главной проблемой в части качества школьных учебников является недостаточное количество времени для их написания, – уверен министр. – Многие учебники пишутся в спешке, что сказывается на качестве учебников.
Школьник должен «стоить» в 14 раз больше
Немногим менее года назад президент Токаев уже поднимал вопрос качества школьных учебников. Говорил он примерно то же самое, что и сейчас.
– Наболевший вопрос, как уже говорилось, качество учебников, – сказал глава государства. – Вопрос поднимается регулярно, он далеко не праздный. Учебники у нас очень низкого уровня. Поручаю на законодательном уроне закрепить ответственность разработчиков за качество учебников.
Подготовил плохой учебник, не пошёл он, как говорится, в жизнь – разработчик данного учебника должен нести ответственность.
И что, господа министр и прокурор, кто-то вернул в казну многочисленные гонорары, выплаченные ему за никчёмные книжки? Или, может, кто-то сел в тюрьму?
Ещё одной причиной провальности казахстанского школьного образования президент Токаев видит недостаточность выделяемых на образование средств, а также отсутствие системности и продуманности реформ.
– В среднем мы тратим на 1 учащегося менее 1.000 долларов в год, тогда как первая десятка стран-лидеров PISA на одного учащегося тратит от 10.000 до 14.000 долларов, – сказал президент. – Казахстанской школе необходимы хорошо оборудованные и небольшие по количеству учащихся классы.
В целях сокращения разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами последние обеспечат квалифицированными кадрами.
– По данным PISA, в настоящее время разрыв составляет 1,5 года, – заявил Касым-Жомарт Токаев. – Все дети независимо от места проживания или социального статуса должны иметь доступ к качественному образованию.
Одна страничка на войну…
Вопросы качества казахстанского школьного образования поднимались на высоком уровне не раз и не два.
Ещё в 2015 году мажилисвумен Гульнар ИКСАНОВА на «Правительственном часе» в парламенте подвергла министерство уничтожающей критике.
– В учебнике «Русская речь» для 5 класса 2010 года 6 предусмотренных в программе тем вообще отсутствуют, – поделилась она. – В учебнике русского языка для 9 класса 2013 года отсутствует более 20 тем; отмечается множество ошибок и неточностей в содержании, наличие фактов подачи материалов, вообще не относящихся к данной теме. Учебники по истории Казахстана вызывают особые нарекания. Разные авторы допускают собственную трактовку событий и фактов, часто встречаются фактологические ошибки в датах и событиях, жизни и деятельности исторических личностей. А вот в учебнике по всемирной истории для 9-го класса в одном параграфе поместилась вся информация о Второй мировой войне и Великой Отечественной войне. На одной странице!
Прошло почти 6 лет. Похоже, мало что изменилось в школьных учебниках с тех пор…