Шоу должно продолжаться?
Кто сказал, что тема Великой Отечественной войны сейчас мало интересна молодежи, обожающей боевики и фильмы ужасов? Ещё как интересна! Нужно только подать это под правильным соусом, учесть все нюансы моды. И тогда уж точно, казалось бы, исчерпанная тема может принести очень большие деньги. | ||||
НЕ ВЕРЮ!
Когда-то почти во всех театрах СССР существовала традиция: ставить к 9 мая спектакль, так или иначе касающийся военной тематики. Традиция жива и поныне, но с каждым годом задача для режиссёра становится всё сложнее. То у актёров, не служивших в армии, отсутствует военная выправка, или щеголяют «новобранцы» пирсингом с татуировкой. То у молодых художников по костюмам вечно возникают вопросы по поводу той или иной детали обмундирования, а Интернет выдаёт такую путаницу, что гораздо проще принять к постановке что-то из будней блокадного Ленинграда. Но и тут творческий коллектив ждёт немало сюрпризов. Так, в одном из российских театров в 2005 году спектакль о блокаде отменили после первого же показа. Вроде бы всё было правильно: и зерно роли, и прочие сверхзадачи. Но, взглянув на телеса актёров, можно было подумать, что большинство жителей блокадного Ленинграда, кормились не стограммовой пайкой хлеба в сутки, а по системе «аll inclusive», как минимум, трёхзвёздочного турецкого отеля.
С театром понятно, труппа там стабильна. Устраивать кастинг для худосочных актёров возможности нет.
I'LL BE BACK, ГИТЛЕР!
Но кино-то – важнейшее из искусств. Вот западный пример: «Бесславные ублюдки» (2009) Квентина Тарантино. Гитлер тут обожает жвачку, индейские гены хороших американских парней жаждут снять с нацистов скальп, и вообще, как признался сам режиссёр, классическую историю все худо-бедно знают. Значит надо её малость перевернуть. Добавить интриги. Интриги и треша тут действительно хватает. И то, что фильм собрал более 320 млн. долларов, это нормально. Можно даже, скрепя сердце, принять тот факт, что фильм получил более 30 наград на престижных кинофестивалях. Им бы, киношникам, только выпендриться, придумать что-нибудь пооригинальнее.
Вопрос в другом: школьник, готовящийся к экзамену по истории, посмотрит этот фильм или совсем нетрешевый с минимумом спецэффектов, да ещё чёрно-белый? Скажем, «В бой идут одни старики».
А есть фильм, позволяющий поспорить с учителем истории старой закалки о роли СССР во Второй мировой войне. Это «Фатерлянд» (1994), режиссёр Кристофер Менол.
В фильме идёт речь о том, что было бы, если бы Америка не открыла второй фронт, и Гитлер победил бы не только Советский Союз, но и Великобританию заодно.
Всё просто, третий рейх просуществовал бы до середины 60-ых, а потом бы пал без поддержки США.
Как ни крути, американцы выиграли Вторую мировую. И выиграли бы при любом раскладе.
И эта мысль внушается постоянно.
ПИОНЕРЫ-САМУРАИ
А вот и восточный пример. «Бесславные ублюдки» – фильм всё-таки взрослый. Но и для детей есть своя мультяшка. Анимэ «Первый отряд». Тут творят геройства и даже меняют ход войны простые советские пионеры. Только используют для этого магию. Злобные немцы тоже не отстают. Они вызывают духов тевтонских рыцарей. ППШ и «шмайсеры» для такой войны не годятся, поэтому тевтонцы, кроме магии, дерутся мечами, а пионеры – почему-то японскими самурайскими катанами.
Дерутся яростно – и в этом мире, и в загробном. Кстати, названы персонажи в честь реальных пионеров-героев: Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей и Валя Котик (правда, в фильме звучат только имена, без фамилий).
В полной версии фильма есть даже «документальные» вставки. Воспоминания «настоящих» ветеранов.
Для тех, кому этого мало, есть и взрослая книга Анны Старобинец «Первый отряд. Истина». Книга художественная, но в ней упорно доказывается, что именно так было на самом деле.
Кстати, магический аспект фашизма не дает покоя как писателям-фантастам, так и псевдоисторикам. Существуют горы литературы, «проливающей свет на оккультное идеологическое общество «Аненербе»». Дескать, без магии и оккультизма и войны бы никакой не было. Причём, что любопытно, «историки» в сюжетах намного смелее, чем фантасты. Можно встретить даже копию «приказа» маршала Жукова, о том, чтобы шестой (сверхсекретный) отдел разведки срочно наколдовал мороз под Сталинградом.
СОВЕСТЬ КАПУТ!
Можно добавить в историю немного фантастики. Фильм про озеро, отправляющее «чёрных» археологов в военное прошлое («Мы из будущего» (2008 год), режиссёр Андрей Малюков) смотрел, пожалуй, каждый. И цель фильма довольно благородная: донести до молодёжи мысль о том, что война – это вам не шуточки. Ведь даже скинхед отказался от своих убеждений, побывав на настоящей войне. Потом долго сдирал острым камнем татуировку-свастику. Другое дело «шедевр» о секретной лаборатории, то ли в украинских, то ли в белорусских лесах. Там немцы придумывают страшные уколы, превращающие простого фашиста в «юберменша», то есть сверхчеловека. Причём, после инъекции подопытные получают новую форму: сапоги-берцы, клетчатые рубашки, и подтяжки, спущенные, как положено у нынешних скинхедов. Кроме простых советских солдат-суперменов, громит лабораторию и каратист-китаец: в гимнастерке, но с длинной косичкой. Если фашистские супермены одеты не по уставу, то почему нашим нельзя?
«Вершиной» российской кинематографии, касающейся военной тематики, можно смело назвать фильм «Гитлер капут!» (режиссёр Марюс Вайсберг). Тут война, вместе с концлагерями, гестапо и самим Гитлером – этакое гламурное развлечение, о котором и говорить всерьёз не стоит. Но чего ещё ждать от Камеди-клаба?
Хотя в сериале «Приключения солдата Ивана Чонкина» (2007 год, режиссёр сериала Алексей Кирющенко) плеяда актёров собралась, не лишенная вкуса. Но в результате получился тот же вариант фильма «Гитлер капут», но уже с душком «Аншлага».
А МОЖЕТ БЫТЬ, ВСЕ БЫЛО НАОБОРОТ?
Если в этих фильмах всё можно списать на безвкусие и неэтичность творческого состава, то что можно сказать о книгах, то есть области, направленной на людей мало-мальски образованных?
Среди «документалистов» особо отличаются Виктор Суворов и Михаил Веллер. И у того, и у другого есть свои сторонники и противники, но оспорить трудно факт: у обоих всё на удивление логично. Гораздо логичнее, чем в школьном учебнике. Это, безусловно, позволяет читателю иметь свое «непредвзятое» мнение. Общая мысль всех книг такова: вам безбожно врали, и только автор знает правду. Далее начинается жонглирование малоизвестными, а то и вовсе вымышленными фактами, где почти после каждой строчки читателю задаётся провокационной вопрос: «Логично ведь?». Логично!
Далее тему подхватывают писатели-реалисты. Возможно, даже гиперреалисты. И начинаются жуткие саги о несчастных солдатах, затравленных НКВДшниками, об остром еврейском вопросе на передовой, о благородстве фашистов, зверствах русских на завоёванной территории и полной бездарности Сталина.
Наконец, компьютерные игрушки. Это раньше, лет 20 назад, сценарий был в них только один – замочить побольше фашистов и добраться до самого Гитлера. Сейчас всё стало сложнее. Можно попробовать взять Сталинград. Если Паулюсу не удалось, то, может быть, у тебя получится? Так сказать, побыть нацистом, для общего образования, не всё же ходить белым, пушистым и идейно выдержанным.
Кстати, в этом году на телеканале НТК 9 мая нет ни одного фильма о войне. Хотя нет, один всё-таки есть. «Терминатор». Канал-то молодёжный, а молодёжи после такого обилия и разнообразия информации становится всё равно, кто с кем воюет. Сталин с Гитлером, или Терминатор с Сарой Конор.
|