Сделать знания доступными каждому
Сегодня в Актюбинской области работают 424 школы. В них учится более 174-х тысяч детей. Однако большая часть общеобразовательных школ, 281 альма-матер, располагается в районных центрах и сёлах. В них получают знания почти 46.000 ребят. И если в городских школах одна из главных проблем – это их переполненность, то в сёлах всё совсем наоборот. Из 281 школы в районах области 204 являются малокомплектными, в них учатся 14,5 тысячи детей и работают 4,5 тысячи педагогов.
Малокомплектной считается школа, в которой учится менее 280-и детей во всех классах. Как рассказывают в областном управлении образования, в таких школах сталкиваются с рядом трудностей. К сожалению, не всегда удаётся преподавать ребятам на том же уровне, что и в городских школах. Не хватает техники, педагогов, опыта. Всё это сказывается на успеваемости и заинтересованности школьников.
– Нами было выявлено, что в некоторых малокомплектных школах качество образования низкое. Во многом это связано с кадрами, – говорит руководитель управления образования Актюбинской области Жолдас БАТЫРХАН. – Из-за того, что в таких школах мало детей, уроки проводятся совмещённо, кадров не хватает. Учитель одного предмета порой ведёт уроки по нескольким. Так, дипломы 99-и учителей малокомплектных школ не соответствуют их специальности. Они прошли краткосрочные курсы профессиональной переподготовки, но всё же учились на других направлениях. Среди таких учителей есть преподаватели НВП, физкультуры. Сегодня вакантно 34 места, не хватает учителей по химии, физике, английскому языку, математике. Молодые специалисты направляются по окончанию вузов в сёла, но, к сожалению, из-за небольшого количества педагогической нагрузки у специалистов остаётся небольшой и зарплата, и когда контракт заканчивается, они уезжают обратно в город.
Чтобы обучение было ещё комфортнее
Такое образовательное неравенство ещё на уровне школ сказывается на дальнейшем будущем школьников. Часто распознать потенциал одарённого ребенка из сельской глубинки труднее. Выпускникам из сёл труднее набрать высокие баллы на ЕНТ, поступить в престижный вуз и в целом конкурировать с учащимися городских школ и специализированных лицеев на олимпиадах и различных конкурсах. Поэтому в управлении образования решили искоренять такое положение.
Сейчас государственные органы уделяют большое внимание материально-техническому оснащению малокомплектных школ. Так, 40% областного бюджета уходит в сферу образования. А всего за 5 лет в области было построено 27 сельских школ, что сделало образовательный процесс для сотен детей из аулов намного комфортнее. А чтобы отчасти решить проблему с педагогическими кадрами и уровнем преподавания в малокомплектных школах, в Актюбинской области запустили проект «Білім all». Теперь в малокомплектных школах начали преподавать лучшие педагоги региона. Осуществляют они это дистанционно.
– Мы включили в проект 120 малокомплектных школ из 204, в них учится 10.575 детей, – поясняет Жолдас Батырхан. – Выбор продиктован двумя вескими причинами. Во-первых, эти школы показали низкую академическую успеваемость, на что повлияли нехватка квалифицированных кадров и слабая материально-техническая база. А во-вторых, они обеспечены высокой скоростью интернета. Также мы сразу исключили из списка 21 начальную школу.
Занятия с педагогом из школы мечты
Для школ, участвующих в проекте, проводят уроки в онлайн-режиме. Высококвалифицированный педагог выходит на связь сразу с несколькими школами, и ребята смотрят объяснение учебного материала на большом экране. Дети могут задать вопросы, сравнить свои варианты ответа с вариантами учащихся из других школ.
Пока в проекте участвуют дети, которые учатся в 6-11-х классах. Им проще сконцентрировать внимание на учебном материале, чем детям из начальной школы. Для всех школ составили специальное расписание. Каждый день посвящают отдельному предмету: понедельник – математике, вторник – физике, среду – химии, четверг – биологии, а пятницу – английскому языку.
Первым занятием в рамках проекта стал урок по математике на казахском языке. Его для 976 шестиклассников из 120 малокомплектных школ провёл учитель областной специализированной физико-математической школы-лицея и победитель республиканской «Математической регаты», областной олимпиады «Лучший учитель математики» Еркебулан АРЫЗАХМЕТОВ.
– На данный момент в проекте участвуют 25 лучших педагогов области, которые преподают в ведущих школах области, – продолжает глава управления образования. – Их ученики становились призёрами и победителями областных, республиканских и даже международных конкурсов, олимпиад. Они работают в лицее-интернате «Білім-Инновация» для одарённых юношей, в лицее-интернате для одарённых детей имени Максота Кусаинова, в физико-математической школе-лицее, гимназии № 21 имени Аль-Фараби города Актобе, а также в средней школе № 3 и гимназии № 6 города Хромтау. Они занимаются именно объяснением учебного материала и ответами на вопросы учеников во время занятия. А домашние задания проверяет педагог, который работает в малокомплектной школе. Мы постарались сделать так, чтобы всем было комфортно. Многие дети городских и сельских школ хотели бы поступить в такие учебные заведения, но приём туда ограничен. Ежегодно туда поступают тысячи заявок, а конкурс на одно место составляет 50-70 человек. Отсюда наша цель – создать условия для получения знаний сельскими детьми у таких высококлассных педагогов, пока хотя бы виртуально.
В ближайшее время планируется расширить состав педагогов. Они участвуют в проекте безвозмездно и всецело поддерживают такую инициативу. Когда их количество увеличится, нагрузку между ними разделят более пропорционально. Также в управлении образования планируют подключить к проекту и начальные школы. Но вопрос о формате обучения пока обсуждается. Всё-таки для них предпочтительнее живое общение с педагогом.
В малокомплектных школах, которые пока не включены в проект, сейчас решают проблемы со связью. Для этого аким области дал специальное поручение управлению цифровизации.
Большие перспективы
Как показала практика, вместе с повышением уровня знаний у школьников, благодаря проекту, получать новые компетенции стали и педагоги малокомплектных школ.
– Проект «Білім all» нацелен и на поддержку педагогов, – отмечает Жолдас Батырхан. – В обществе не должно складываться мнение, что у всех сельских учителей низкая квалификация. Опытные педагоги показывают преподавателям из малокомплектных школ, как вести занятия эффективнее. После каждого урока педагоги из малокомплектных школ задают вопросы, просят дополнительные материалы, и им всё это предоставляют. Поэтому проект оказался полезен для всех сразу.
Изначально проект был местной инициативой. Однако на практике он оказался таким нужным и полезным, что его решили внедрять по всей стране. Так, инициативу высоко оценила заведующая лабораторией по развитию сельских и малокомплектных школ НАО имени Ы.Алтынсарина, кандидат филологических наук Алмагуль МУКУШЕВА.
6-го декабря пройдёт презентация проекта в Астане. Адаптировать его в других регионах планируют уже в этом учебном году. А в мае среди учащихся пройдёт промежуточное тестирование, которое покажет эффективность проекта. Сомнений в том, что она будет высокой, практически нет. Ученики уже ощущают результаты таких занятий.
– Мы хотим выразить свою благодарность педагогам областной школы-интерната для одарённых детей, которые проводят эти занятия, – поделилась впечатлениями десятиклассница из села Кокбулак в Байганинском районе Гульдана АЯПОВА. – Для нас большая честь учиться у таких учителей, как они. Кроме того, прислушиваясь к ответам учеников из других школ, мы повышаем свои знания и сразу исправляем свои ошибки. Многие темы стали нам понятнее. Поэтому мы очень благодарны за такую возможность, и для нас было бы большой радостью, если бы этот проект продолжился и дальше