Родина, которую мы потеряли
В 1991-ом году на территории Казахстана насчитывалось 2.000 предприятий, принадлежащих к отрасли машиностроения и металлобработки. Сейчас из них осталось только 100. Они производят лишь 3% от того объёма продукции, что был в КазССР.
Нефтяных месторождений за 30 лет стало больше, но если в 1991 году при уровне нефтедобычи в 25,2 млн тонн перерабатывалось 18 млн тонн нефти, то сейчас, при добыче в 70-80 млн тонн, перерабатывается 14-15 млн.
Гордость казахстанской экономики – металлургия. Практически все нынешние залежи руды были открыты в СССР. Это – единственная отрасль, которая осталась на прежнем уровне. В 1990-ом году в КазССР добывалось 23,8 млн тонн железной руды. Сейчас в среднем добывается 23 млн тонн.
Накануне развала СССР у нас было 18 крупных швейных фабрик. Они полностью обеспечивали потребность республики в одежде, а часть уходила даже на экспорт. Сейчас 85,3% одежды мы закупаем за рубежом. Уцелевшие фабрики в лучшем случае перешли на пошив небольших партий спецодежды для внутреннего рынка, а в худшем –обанкротились ещё в 90-е и распродали оборудование за копейки.
Производство электроэнергии за 30 лет увеличилось совсем незначительно: с 84,7 млрд кВт/ч до 91 млрд кВт/ч. Тем не менее, стоит учесть, что потребность населения в электричестве выросла. В 1990-ом микроволновки, бойлеры, компьютеры, стиральные машины-автоматы были ещё диковинкой. К тому же выросло и население страны. А незначительный прирост киловатт-часов пришёлся на приграничные области, которые питались от российских электростанций. То есть станции появились там, скорее, от безысходности.
Добыча угля снизилась с 131,4 млн тонн до 107,2 млн тонн. Правда, это произошло из-за перехода многих населённых пунктов на природный газ, хотя можно было бы экспортировать уголь в соседние страны, что хотя бы сохранило прежние показатели.
Осела землица-матушка
В КазССР насчитывалось 1.520 колхозов. В перестройку 586 из них перешли на хозрасчёт и не вписались в рыночную экономику. Остальные позже попытались приспособиться к новым реалиям, но закончили с таким же результатом.
В 1990-ом году 78% овощей и 36% фруктов на наших прилавках были выращены в Казахстане. Сейчас доля местных овощей всего 30%, а фруктов – 6%. Справедливости ради, стоит отметить, что бананами, ананасами и прочими манго советские жители были не избалованы, а помидоры зимой были редкостью.
34,4% ВВП в КазССР приходилось на сельское хозяйство. Сейчас этот показатель не больше 12%, да и то в урожайные годы.
Перед распадом СССР под корма у нас было засеяно 11 млн гектаров, сейчас – около 3 млн, то есть в 4 раза меньше. А вот производство комбикорма упало в 10 раз: с 4 млн тонн до 400.000 тонн.
Поголовье крупного рогатого скота за 30 лет сократилось вдвое, птиц – втрое, а свиней – в 5 раз. Правда, вдвое выросло поголовье коз и овец.
30 лет по кайфу
До перестройки в КазССР было 1.500 лиц, страдающих наркозависимостью, из них опийных наркоманов не больше полусотни. Это притом, что многие психотропные препараты продавались без рецепта. Сейчас в Казахстане на героине сидят около 20.000 человек, а периодически употребляют тяжёлые наркотики ещё 15.000. В лихие 90-е этот показатель был втрое выше, но с тех пор большинство любителей кайфа ушли в мир иной.
Причиной роста наркомании стали открытые границы со странами Средней Азии, где выращивается опий-сырец, и доступность валюты. Прежде зарубежные наркобароны не рассматривали СССР как крупный рынок дурмана, потому что выручку от продажи зелья нельзя было конвертировать в валюту.
А вот количество алкоголиков у нас осталось прежним, на уровне 1984 года, пока не стартовала антиалкогольная компания. В тяжёлой степени алкоголизмом страдают около 100.000 казахстанцев. Это единственный показатель, который не изменился с эпохи застоя.
А разговоров-то было!
16-го декабря с экранов телевизоров не сходят кадры документалок, где говорится о грандиозных проектах, воплощённых в жизнь за 30 лет независимости. А вот о громких провалах у нас принято молчать, разве что изредка пройдёт новость о неудачном строительстве ЛРТ в Астане. Но за три десятка лет провалов было столько, что ЛРТ кажется сущим пустяком.
Первый провал случился в 1996-ом году, когда запустили автомобильный завод «Тулпар». Планировалось выпускать по 40.000 машин в год, а в результате с конвейера сошёл лишь один приличный автомобиль, да и тот был подарен президенту.
В 2003-ем году Балхашский цинковый завод пообещал давать стране 100.000 тонн цинка ежегодно. Вместо этого оставил брешь в казне на $120 млн.
Когда в 2004-ом году открывался комплекс по переработке хлопка «Ютекс», подчёркивалось, что такого предприятия не было в мировой истории. Теперь уже ясно, что и не будет. В 2011-ом комплекс закрылся, оставив долг в $19 млн.
Первый казахстанский спутник «КазСат» продержался на орбите 2 года. Его запустили в июне 2006-го, а в июне 2008-го связь с ним была потеряна. Обошлась дорогая игрушка в $65 млн.
Пристегните ремни
Актюбинск последние десятилетия тоже не пощадили. Завод «Сельмаш» появился в 1967-ом году. В крупнейшее предприятие области превратилась эвакуированная в 1941-ом скромная артель «Большевик» из Днепропетровска. «Сельмаш» славился машинками для стрижки овец, которые ценились даже в Австралии.
«Актюбрентген» людям постарше известен на постсоветском пространстве детскими игрушками, однако несколько цехов производили секретное военное оборудование, а актюбинские рентген-аппараты до сих пор можно встретить во многих городах бывшего СССР.
В 70-ых за городом появилась крупная промышленная зона. Кондитерская фабрика, артель «Казпух», предприятие по первичной обработке шерсти, новый мясокомбинат и хлебозавод пытались работать в 90-е, но в суровый дикий рынок так и не вписались. Сейчас почти вся промзона состоит из руин.
Актюбинский пивзавод выпускал 6 сортов пива, с которым могли потягаться нынешние крафтовые напитки. А лимонад оттуда родители смело давали детям, потому что ингредиенты в этом напитке были натуральными, и даже полезными. Пивзавод вытеснило с рынка химозное (но зато дешёвое) пойло непонятного состава.
Конечно, в советские времена актюбинцы не отдыхали в Анталье или Шарм-Эль-Шейхе. Но и дома они не сидели. Из актюбинского аэропорта в 80-ые регулярно выполнялось 46 рейсов в 27 городов СССР, а летом появлялись добавочные ежедневные маршруты в Крым и Сочи. Билеты на самолёт были более чем доступны. Самые дорогие (в Киев и Симферополь) стоили четверть средней зарплаты – 31 рубль, а в Уральск можно было долететь и за 11 целковых. Кроме того, немало было рейсов и по области. В Челкар и Карабутак удобнее было долететь на «кукурузнике», чем трястись в поезде или автобусе.
Сейчас из Актобе существуют только 10 регулярных рейсов и 4-5 чартерных.