Религия и молодёжь
– На сегодняшний день, конечно, не вся молодёжь, но подавляющее большинство молодых людей относится к религии с большим уважением. Молодые люди, несмотря на то, что зачастую соблюдают не все требования, прописанные в религии, стараются приложить максимум усилий из того, что знают. И, как известно, лишь считанное количество стремится посвятить себя духовному пути, укрепить свои знания в медресе и религиозных университетах, чтобы в будущем стать духовными лидерами своего народа. Однако есть и те, кто посещает мечети, черпает знания у имамов, устазов, теологов, религиоведов, изучает религию. К сожалению, в связи с современными реалиями и веком интернета, подавляющее большинство – это молодые люди, которые самостоятельно пытаются добыть информацию религиозного содержания, слушают различные проповеди в интернет-пространстве.
В связи с этим, я бы хотел добавить информацию к ответу на поставленный вами выше вопрос. К сожалению, в последнее время у молодёжи больше шансов получить негативную информацию. Это связано с тем, что в интернете встречаются проповеди запрещённых в нашей стране религиозных течений, которые трактуют информацию в священной книге по-своему. Эта информация представляет большую угрозу для молодёжи с низким уровнем религиозных знаний, которая однако хочет встать на путь истины и сосредоточиться на проблемных вопросах религии. Всё чаще и чаще среди людей, только начинающих исповедовать религию, испытывающих духовный кризис и жадность до получения информации религиозного характера, встречаются те, кто воспринимает всё правильно. У такой молодёжи меньше вероятности попадания в негативные религиозные течения.
Поэтому, вне зависимости от возраста или нации, желающим изучать религию необходимо черпать знания у людей, получивших специальное религиозное образование. То есть человек, желающий получить правильный ответ на вопрос, должен обратиться к имамам в мечетях, устазам, преподавателям медресе и университетов, дающих религиозное образование, а также теологам.
– Какова сегодня роль религии в жизни молодых людей? Можно ли их назвать верующими?
– В настоящее время я вижу, что определённая часть молодежи пошла по пути нравственности. Есть люди, совершающие только пятничную молитву. А есть молодёжь, которая каждый год держит священный пост, ежедневно читает пятикратную молитву, не пропускает пятничных молитв. Мы должны быть рады за молодых, которые таким образом закаляют тело и дух.
Однако есть молодёжь, которая тратит свои дни на алкоголь, неуместные развлечения и азартные игры. Я могу сказать с уверенностью, что молодёжь втягивается в это, потому что живёт бесцельно.
– Обращается ли молодёжь в центр «Ансар» по вопросам религии, обычаев, традиций?
– В информационно-аналитическом центре «Ансар» есть телефон доверия, где также активирован «Ватсап». На линии работает ответственный специалист. Парни и девушки, которые столкнулись с затруднительной жизненной ситуацией, звонят на телефон доверия, чтобы получить ответы на интересующие вопросы касательно культуры, веры, обычаев и традиций. Соответственно, на вопросы различного характера дают ответы квалифицированные теологи нашего центра.
– Каким образом сегодня молодёжь втягивают в экстремистские организации?
– Очевидно, что каждый человек индивидуален в мышлении, поведении, характере. Естественно, у каждого своё представление о религии, в силу своих особенностей каждый понимает её по-своему. Отсюда рождается многообразие взглядов в понимании и трактовке религии. Если некоторые граждане пытаются добраться до сути, обосновать, углубиться в содержание и суть информации, то некоторые предпочитают обращать внимание лишь на заголовок и текст.
Впоследствии происходит сжатие информации, изменение некоторых суждений, отсюда и вытекают различные ветви религии. И, к сожалению, некоторые из заблуждающихся граждан считают свою позицию правильной, начинают призывать к ней других людей. Сами же заблудившиеся в деструктивных течениях разделяются на две части:
1) группа из заблудившихся людей, которые неправильно понимают религию и даже не подозревают об этом;
2) группа сознательно изобретающих идеологию, в целях использования религии как средство управления общества, достижения власти, средство наживы и т.д.
Современные деструктивные течения относятся ко второй категории. Они стремятся привлечь в свою группу людей до тех пор, пока они не достигнут своих целей и интересов. Деструктивные течения прилагают всевозможные усилия, несмотря на преграды, встречающиеся на их пути. Например, у каждого человека есть свои жизненные проблемы. Представители деструктивных течений входят в доверие к жертве, ищут пути решения её проблемы, таким образом, пытаются оказать «подмогу». Самое распространённое – это финансовая помощь. Согласно пирамиде Маслоу, на первой стадии потребностей человека стоит сытость и сон, а финансовая независимость компенсирует эти потребности. Затем, компенсируя оставшиеся потребности, которые необходимы для развития человека, согласно иерархии пирамиды Маслоу, они начинают навязывать жертве свою идеологию.
На втором этапе представители деструктивных культов пытаются представить свою среду идеальной и таким образом внушить новому члену группы, что у них спокойно и безопасно. Человек медленно, но уверенно втягивается в этот круг и принимает чуждую идеологию.
На третьей стадии агитатор читает проповеди только о загробном мире, аде и смерти. У «клиента» начинает меняться мышление: он думает только о негативных вещах, всегда хмур и пребывает в плохом настроении.
На четвёртом этапе представитель деструктивного культа вместо того, чтобы хвалить человека, оценивая его личные качества, начинает хвалить только шейхов, которые руководят идеологией этого течения, а также группу, к которой человек недавно присоединился. Вскоре жертве внушают мысль, что верны только слова шейха, и только с этой группой он сможет сохранить своё существование.
На пятой стадии, стремясь к достижению духовного богатства, человек становится личностью, которая считает чужую точку зрения единственно верной и не может принимать решения без наставления других.
Таким образом, из независимой личности получается гражданин, который не может жить самостоятельно.
– По каким причинам молодёжь уходит с головой в деструктивные культы?
– Единственная причина, по которой молодёжь попадает в деструктивные течения – это религиозная безграмотность, когда человек не может отличить истинную религию от культов.
Во-вторых, важно отметить, что не стоит забывать и о светском образовании. Это связано с тем, что изучение светских знаний расширяет кругозор человека и повышает уровень его мышления. Благодаря этому повышается и способность анализировать ситуацию. Это, в свою очередь, может способствовать принятию правильных решений. Поэтому человек, обладающий низким религиозным образованием, в первую очередь склонен к заблуждению.
Нельзя забывать об исконных традициях и ценностях, так как большинство традиций воспитывают в нас религиозно грамотного человека.
– Как формировать у молодых людей иммунитет против псевдорелигиозных течений? Чем заинтересовывать?
– В большинстве случаев молодёжь попадает под влияние религиозных течений из-за:
– низкой религиозной грамотности;
– отсутствия светских знаний;
– отсутствия духовных ценностей;
– психологической травмы из детства.
Очевидно, что ни один человек не может прожить в одиночестве. Поэтому Аллах создал общество. Семья – важнейшая опора государства. Государство заинтересовано в создании процветающих семей, которые смогут активно влиять на будущее страны. Нашей самой большой задачей является развитие семейного института и семейных ценностей. Мы должны усердно трудиться, чтобы каждая семья была в духовной гармонии, а значит, и будущее поколение будет в безопасности!