Предупреждён, но не вооружён
Обратись ты к любому травматологу, тот скажет, что много работы у них наблюдается в холодное время года. От ушибов и растяжений не застрахованы ни стар, ни млад. Многочисленные советы медиков, увы, помогают не всегда. Если, конечно, их пропускать мимо ушей. Не стоит забывать, что обыденная прогулка около дома или вылазка на каток могут стоить вам перелома руки или ноги.
По статистике травматологов Актюбинской области, 36% травм приходится на период зимы, 23% – на осень, 22% – на весну и 19% – на летний период.
– Зима – это сезон повышенного травматизма. Статистика утверждает, что причиной 15% временной утраты трудоспособности являются последствия падений на льду, – говорит ортопед-травматолог Оскар ФАТКУЛЛИН. – Синоптики обычно заблаговременно предупреждают нас об опасных погодных условиях. Часто в прогнозах указывают, когда будет гололедица. Надо это брать во внимание.
Зимой, как правило, большинство жертв гололедицы повреждают руки и ноги. Травматолог отметил, что зимой чаще всего наблюдаются ушибы и переломы рук.
– Зимой вероятность травмирования рук равна 68%, – отметил Оскар. – Весной же этот показатель снижается до 43%, а летом – до 36%. Осенью показатель снова возрастает.
Зачастую, при падении у человека нет времени сориентироваться в том, что ему делать и как падать. К примеру, банальное падение назад или вбок инстинктивно наводит на мысль опереться на руку, чтобы не было больно падать. Медики утверждают, что это ошибочное решение, так как есть большой риск, что вы сломаете руку.
– Часто встречающиеся при гололедице травмы – это ушибы, растяжение лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов, – отмечает травматолог. – Также бывают вывихи костей предплечья и плечевой кости.
Куда глаза глядят
Наш город разрастается, и вместе с этим расширяются улицы, а, соответственно, и их проезжие части. Сейчас на широких актюбинских проспектах не пройти, если по 10 раз не оглянуться на светофор, а затем не убедиться в том, что и водители соблюдают дистанцию и правила дорожного движения.
К примеру, на проспекте Абилкайыр хана около остановки «Парк имени Первого президента» есть пешеходный переход. 4-полосное автомобильное движение заставляет переходить дорогу (даже по пешеходу) на бегу. По-другому попросту там невозможно пройти, так как зелёный свет светофора начинает моргать, когда ты дошёл уже до середины дороги. Ну а как быть пожилым людям или инвалидам, которые передвигаются с тросточкой или на коляске? Ведь всем известно, что наши «вежливые» водители не будут испытывать своё терпение в ожидании зелёного света.
– При переходе проезжей части нужно быть предельно осторожными, – говорит медик. – Ни в коем случае нельзя перебегать дорогу! На обледеневшей дороге автомобиль может не успеть остановиться вовремя, так как тормозной путь удлиняется.
Пожилым людям следует пользоваться тростью с резиновым наконечником или специальной палкой с заострёнными шипами.
Травматологи также советуют не спеша подниматься и спускаться по лестницам. В качестве лайфхака рекомендуется наступать на ступеньку так, чтобы нога была вдоль неё. Также, по возможности, можно держаться за перила.
– Делайте небольшие шаги, слегка согнутыми в коленях ногами, – говорит Оскар. – При этом корпус тела немного наклоните вперёд. Всю тяжесть тела перенесите на одну ногу, убедившись, что ступни стоят на льду твёрдо. Переносите вес и центр тяжести на другую ногу и наступайте полностью на всю подошву.
Гуманным способом также будет обходить места с явным обледенением, то есть лужи и тротуары, где есть уже накатанные места. По льду можно передвигаться «лыжным» шагом, не отрывая подошвы от земли.
А в Актобе борются с гололёдом?
Безопасность людей в общественных местах во время гололёдицы лежит на плечах и коммунальных служб. Тротуары и проезжую часть обычно посыпают песком или солью. Таким образом, есть вероятность уменьшения ДТП на дорогах, а люди могут более уверенно шагать по своим делам. В этом году в городском отделе ЖКХ традиционно уже подготавливают инертные материалы для борьбы с гололёдом.
– Мы подготовились к зимнему периоду, – сообщает заместитель акима района Астана Алмас ЖАКСЫЛЫКОВ. – В резерве имеется 470 тонн песчано-соляной смеси. Из них 330 тонн – это песок и 140 тонн – соль. Ежедневно на улицы выезжают порядка 20 единиц техники и работают, в среднем, 150 человек. Полный охват территории составляет 1.272 гектара.
Другая часть города тоже не обходит стороной проблемы при гололёдице. По информации ЖКХ района Алматы, в их резерве имеется 275 тонн песка, 91 тонна соли и 22 единицы спецтехники.
К примеру, при обнаружении сосулек, висящих на крыше вашего дома, необходимо обратиться в обслуживающую организацию. Работники коммунальных служб должны отреагировать на ваше сообщение.
Работы должны быть организованы в соответствии с требованиями техники безопасности. На местах очистки должны быть установлены знаки, запрещающие пешеходное движение, и ограждения. Снег, сброшенный с крыш, должен немедленно вывозиться владельцами строений. Надо быть очень внимательными, не ходить под нависшими над головой сосульками и обходить подальше места возможного схода снежных лавин с крыши зданий.
Что касается снегопада, то в течение 9-и часов коммунальные службы должны ликвидировать его последствия с тротуаров, парковочных карманов и заездов.
При этом ответственность за некачественное содержание одинакова для всех коммунальщиков. Если вы обнаружили, что снег или гололёд не устраняют долгое время, и управляющая организация никак не реагирует, стоит обратиться с соответствующим заявлением в районную администрацию.
Фэшн не заменит йоги
Ни гладкая подошва, ни слишком лёгкая обувь не справятся с зимними морозами. Например, многими обожаемые угги предназначены для снега и морозов, но не в силах противостоять корочке льда на тротуаре. Также скользят и кожаные сапожки от итальянских и испанских брендов: производители таких моделей рассчитывали на тёплые и влажные зимы.
Конечно, не стоит забывать о своих вкусовых предпочтениях. Но лучше всего отдать предпочтение удобной обуви, а не рисковать, надевая сапоги на шпильках или на высоких каблуках.
Вместо модных и изящных моделей иногда лучше выбрать обувь на подошве с шипами, из каучука или плотной резины с глубоким рисунком. В таких ботинках можно легко затормозить и избежать падения. Подойдёт и спортивная обувь с прорезиненными накладками на подошве.
– Постарайтесь сделать вашу обувь как можно более подходящей для передвижения по скользкой дороге, – говорит врач. – Не всякая зимняя обувь отвечает подобному требованию, многая совершенно не подходит для ношения в гололёд.
Каким же образом можно исправить сложившуюся ситуацию?
Есть несколько простых ухищрений, которые помогут сделать обувь более безопасной для скользких дорог.
Самый простой и довольно доступный вариант – обувная мастерская. Можно отнести обувь мастеру, который наклеит на подошвы специальные профилактические накладки с антискользящим покрытием. Такие наклейки можно найти и самостоятельно, в магазинах обуви или в бытовых отделах торговых домов и рынков.