Трудно поверить, но быть гениальным может абсолютно любой. По крайней мере, это возможно, если ваш ребёнок пройдёт все десять уровней ментальной арифметики. С начала года о том, что именно казахстанские дети являются умнейшими в мире, сказали дважды. Первый раз это произошло в рамках популярного российского ток–шоу Андрея Малахова «Пусть говорят», когда на программу пришёл девятилетний житель Астаны Данияр КУРМАНБАЕВ, а второй раз, когда Ильяс ТОХТАРХАН, которому едва минуло девять, стал лучшим на двадцатых Всемирных соревнованиях интеллектуалов, которые прошли в Индии. Стоит отметить, что за титул чемпиона боролись 12.000 детей.
Оба столичных ребёнка поразили всех тем, что быстро перемножают и делят числа, причём для этого им не нужен ни калькулятор, ни компьютер, ни даже письменные принадлежности.
НА ЗАПРЕДЕЛЬНОМ УРОВНЕ
Раньше таких детей называли ботаниками, а сейчас и язык не повернётся так говорить. Больше подходит вундеркинд или гений. Александру ЧЕВЫЧАЛОВУ всего лишь 9 лет, а он уже владеет сотнями долларов, которые сам же и заработал. Пока же на эту валюту он может приобрести небольшие подарки, которые в школе ментальной арифметики используют в качестве поощрений.
– Не трачу их, а коплю. Хочу приобрести настоящий фирменный мячик, – с серьёзным видом говорит мальчуган.
Разговаривать с Сашей – одно удовольствие: он может поддержать разговор на любые темы, причём мальчишеские мысли сродни 14–15–летним. Всё своё свободное время мой малолетний собеседник старается проводить с пользой. График на самом деле плотный, каждый день расписан чуть ли не по минутам. Среди дополнительных занятий в приоритете английский язык (сейчас третьеклассник осваивает программу шестого класса), физкультура (любит пробежку и плавание), а также математика (одного часа в неделю вполне хватает, дальше – самостоятельные занятия). За час перед сном Александр осваивает компьютерные программы.
– А это и есть мой отдых, я просто не устаю, – пожимает плечами подросток. – Сейчас вот освоил искусство монтажных программ, сам смотрел и учился. Фильмы мне снимать пока рано, а вот ролики – вполне.
О своём будущем Саша заявляет твёрдо и вполне обдуманно – он хочет стать бизнесменом, будет зарабатывать сам и трудиться на благо страны. Для этого все данные у мальчишки имеются: в уме он уже может умножать и делить трёхзначные числа.
Мама Саши Наталья не считает своего ребёнка гением. Говорит, что здесь больше трудолюбия и усердия.
– Он у нас молодец, отличник в школе. Благодаря ментальной арифметике уроки делаем быстро, всё даётся легко. Мы с мужем – молодые, поэтому стараемся позиционировать себя как друзья Саши. Он свободно выражает свои мысли и мнение. Это не значит, что он говорит всё подряд, есть рамки.
Удивительно, но в школу ментальной арифметики «UCMAS» мальчика привело обычное любопытство. Спустя три года Александр заканчивает шестой уровень (всего их десять).
ГАНТЕЛИ ДЛЯ МОЗГА
Освоить быстрый счёт детям помогают древние счёты «абакус». Педагоги и психологи говорят: научиться так быстро и безошибочно считать может каждый ребёнок. Потребуется три года занятий в школе и ежедневные тренировки дома. Зато потом дети без труда извлекают корни из многозначных чисел. Как правило, возрастной диапазон учащихся – от 4 до 12 лет. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга наблюдается у детей этого возраста. В этот период развивается «пластичность» мозга (способность к самокоррекции), что способствует росту клеток мозга и образованию между ними связей.
– На самом деле эти дети – лидеры, хотя никакого секрета нет. Дети должны освоить счёты «абакус» – древние счёты. В дальнейшем ребёнок считает в уме, представляя эти косточки абакуса. Тем самым он тренирует свой мозг, то есть своё воображение. У нас обучаются 380 детей, и у всех них есть положительные результаты, которыми мы гордимся, – рассказывает директор школы ментальной арифметики в Актобе Айнур БЕРДЕНОВА.
Сами учащиеся называют абакус гантелями для мозга. Оказывается, что после нескольких занятий фотографическая память настолько развивается, что это позволяет с первого взгляда запомнить материал. Особенно это актуально в изучении сложных иностранных слов и запоминании исторических фактов.
ДАР ОТ БОГА
Мудрецы говорят: мало заметить талант в ребёнке, нужно его вовремя развить. Ещё с двух лет родители Алины АЛИЕВОЙ заметили в своей дочери необычную тягу к сказкам, причём сказания больше рассказывала малолетняя девочка, а взрослые слушали и поражались. К пяти годам она уже могла читать и писать, а потом девочку отдали в школу USMAC. За год Алина освоила четыре уровня: таблицу умножения знает назубок, как, впрочем, и умножение двухзначных чисел. Спустя несколько занятий она начала тянуться к английскому языку, а ещё через пару месяцев стала третьей из 800 детей в Казахстане на республиканской олимпиаде в Астане. Об этом свидетельствует сертификат и медаль. Есть ещё один сертификат, на этот раз от одного из московских педагогических вузов. После окончания школы Алина имеет право поступить туда без экзаменов.
– Многие думают, что ментальная арифметика развивает только способность к быстрому счёту. Это не так: Алиночка отлично рисует, лепит, есть тяга к языкам, – не скрывает гордости бабушка вундеркинда Гульжан РОМАНОВА.
РАЗМИНКА ДЛЯ УМА
Прошлым летом на подмостках сцены испанского города Коста–Браво блистала маленькая девочка из Казахстана. После хореографических выступлений зал рукоплескал маленькой даме из Актобе. Айзере АМАНГЕЛЬДЫ – одна из первых, кто осваивает азы ментальной арифметики с момента появления школы USMAC в нашем городе. На сегодня девятилетняя девочка считается одной из самых способных – заканчивает освоение седьмого уровня. Умножить или разделить ряд трёхзначных цифр для неё – пара пустяков.
– Учиться я обожаю! Очень люблю математику и уроки труда, всегда что–нибудь черчу или мастерю, – признаётся второклассница Айзере. – Вот вырасту – буду проектировать и строить дома. Хочу, чтобы Актобе стал самым лучшим городом в мире!
ШКОЛА В РАЗДУМЬЯХ
То, что в Актобе стали появляться вундеркинды, в школах начали замечать сразу же: успеваемость у таких деток возросла в разы. Правда, не все оказались готовы к такому повороту событий.
– У нас есть стандартные программы от министерства образования. А тут получается, что дети за месяц могут освоить годичный курс. Это не совсем правильно. На мой взгляд, мы ещё не совсем готовы к этому. Я не против одарённых детей, но мы же не можем только им уделять внимание! – высказывает своё мнение опытнейший педагог–математик Нургуль СУЙТЕНОВА.
Психологи, наоборот, только за то, чтобы таких детей было больше в нашем обществе. Подчёркивают, что за такими особенными малышами и кроется благополучное будущее.
– Вы только подумайте: если мы их энергию и потенциал сразу направим в нужное русло, то сколько пользы будет от этого! – не скрывает семейный психолог Валентина ВОЛКОВА. – Тут важно то, что сами родители заинтересованы в развитии своего ребёнка. Ещё один момент: здесь не заставляют учить что–то из–под палки, всё же на добровольной основе.
Освоить ментальную арифметику можно и взрослым, вот только если ребёнку для освоения материала нужен всего лишь один час в неделю, то тем, кому перевалило за двадцать, потребуется около трёх часов.
СЛИЯНИЕ ПОЛУШАРИЙ
Ментальная арифметика – это форма вычисления, основанная на системе устного счёта, который производится благодаря возможностям разума. Другими словами, математические вычисления выполняются в уме, без использования каких–либо дополнительных инструментов, таких как компьютер, калькулятор, бумага или карандаш. Освоив менар (как иначе называют ментальную арифметику) ребёнок сможет производить в уме любые вычисления за долю секунды.
Головной мозг человека разделён на левое и правое полушария. Левое тесно связано с возможностями языка, абстрактного мышления и логического мышления. Правое полушарие имеет дело с объектом мышления: изображение, формы, творческого мышления и интуиции. Абакус даёт возможность детям использовать сразу оба полушария вместе.
Приспособление представляет собой деревянную доску со спицами и косточками. Всего в абакусе 4 ряда, в каждом из которых по 10 цифр. В качестве аналога можно привести обыкновенные русские счёты. Отличие заключается в количестве спиц и косточек на них, но принцип работы примерно одинаков: при счёте используется техника двух рук и четырёх пальцев – больших и указательных. Сначала ученики обучаются работать с настоящим абакусом за счёт перебирания косточек. В течение последующих тренировок мы учим детей создавать перед глазами образ виртуального абакуса и решать арифметические задачи на ментальном уровне.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
Фото Юрий ТАРАСЕНКО