ЗАЩИТИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФАНТИЛЬНЫХ ВЗРОСЛЫХ И БАБУШЕК!
Психолог центра «Иматон» Анна ГНИДЕНКО уверена, что главная опасность для детей – родители, которые не умеют их воспитывать:
– У каждого детского возраста есть свои проблемы. К примеру, для детей 5–6 лет характерны агрессия, гиперактивность. Это сигнал для взрослых: у ребёнка недостаток полноценного внимания. Если у ребёнка повышенная тревожность – это значит, у него авторитарные родители.
Многие думают, что если ребёнок ходит в детсад, этого достаточно, чтобы он нормально развивался. Нет, ребёнку необходимо полноценное, качественное общение со своими родителями. А зачастую чем родители пытаются занять ребёнка? Телевизором, компьютером. Знаете, британские учёные подсчитали, что ребёнку необходимо 17 минут в день общения с родителем. К примеру, родитель прочитает ребёнку сказку и ответит на те вопросы, которые его чадо ему задаст. Тогда ребёнок будет чувствовать себя нужным. Но, увы: как показывает практика, у родителей и этих 17 минут порою нет. В 5–6 лет ребёнок говорит родителям о том, что у него внутри, через игру. К примеру, обычная игра прятки. Когда его находят – ребёнок радуется, он знает, что его найдут, он кому–то нужен. Свои внутренние переживания ребёнок отрабатывает и через сказки. Обратите внимание, какие сказки ему нравятся, через них вы поймёте, какие у него переживания в душе. Сказки – это то, как ребёнок видит отношения между людьми, которые рядом с ним.
11–15 лет, это время, когда гормоны «выносят» ребёнку мозг. Он нестабилен. В этом возрасте ребёнку от родителей нужна неопекающая помощь. Родителям надо не бояться давать ребёнку свободу, научиться ему доверять. При этом дать ребёнку понять, что свобода несёт много обязанностей. Чтобы ваш ребёнок это осознал и понял, надо с трёх лет вести его к самостоятельности. Почти каждый родитель, который ко мне приходит на консультацию, говорит, что хочет, чтобы его ребёнок ему говорил обо всём, что с ним происходит. Но для этого надо самому уметь быть открытым перед ребёнком. Надо самому говорить о том, что происходит с вами. Ребёнок тоже об этом хочет знать. Говорите ему о ваших трудностях (без оценок). Спрашивайте его мнение. Не бойтесь довериться своему ребёнку. Не забывайте – дети учатся на нашем примере. Да, ещё в этом возрасте для ребёнка важны друзья. Авторитет родителей снижается. И тут у родителей может начаться боязнь «плохих друзей». Дайте ребёнку выбор. Пусть он сам оценит, кто плохой друг, а кто – хороший. Если вы правильно его воспитали и своим примером сумели убедить в том, что здоровый образ жизни полезен, то ни один «плохой друг» не заставит его курить, пить, употреблять наркотики.
Не стройте отношения с ребёнком в этом возрасте с позиции запугивания: если не будешь меня слушать – станешь «плохим». Если вы стоите на такой позиции, то о каком доверии со стороны вашего ребёнка может идти речь? В подростковом возрасте также очень важно проявлять уважение к взрослеющему человеку и, опять же, предоставлять право выбора и ответственность за него. И любить, и уважать, несмотря ни на что...
В 16–18 лет у ребёнка – другие угрозы. Он уже не ребёнок, но ещё пока не взрослый. Он задумывается о смысле жизни, задаётся вопросом: а для чего я живу? И тут становится видна та работа, которую родители проделали (или не проделали) при воспитании ребёнка до этого возраста. На этот возраст приходится немало суицидов. Перед каждым суицидом ребёнок пытается докричаться до взрослого, привлечь к себе внимание. Родителям нужно только захотеть услышать эти сигналы. Между прочим, родителям надо обратить внимание на такие вещи, как пирсинг и тату. Дети идут на сознательное причинение себе боли. Почему? Если ваш ребёнок захотел себе такое украшение, спросите его, без угроз, криков, истерик: будет ли это для него важно через 10 лет? И объясните, что выводить тату – это тоже боль.
Очень модно сейчас говорить, что всему плохому в этом мире детей учат СМИ, интернет, улица. Задайтесь вопросом: а почему же родители не стали для ребёнка авторитетом, почему не научили его выбирать хорошие СМИ, правильные сайты в интернете. Кто способствует, что дети смотрят «плохие» СМИ и выбирают деструктивные модели поведения? Родители, которые перекладывают ответственность за воспитание своих детей на кого угодно! К примеру, на детсад, школу, бабушку с дедушкой. Именно недостаток родительского внимания и любви дети компенсируют за счёт улицы, компаний, СМИ, интернета и прочих зависимостей. От рождения и хотя бы до 3 лет дети должны видеть значимых для них взрослых. И брать пример с их модели отношений. Поэтому советую: не отдавайте их воспитание в этом возрасте на откуп бабушкам и дедушкам. Ребёнок хочет быть хорошим и любимым, поэтому подстраивается под значимого для него взрослого – того, кто с ним рядом дольше всего. Представьте себе ситуацию, сначала его воспитывает бабушка, а потом мама. А потом родители удивляются: и почему мой ребёнок такой хитрый, почему он обманывает? Да он не виноват, он просто хочет быть хорошим, а для бабушки быть хорошим – это одно, а для мамы – другое. Они требуют разного поведения. Единой стратегии воспитания нет. А в итоге ребёнка ещё и виноватым делают, что не соответствует всем ожиданиям.
«СПАСИТЕ ИХ ОТ САМИХ СЕБЯ»
– так считает Нурлыбек ОРМАХАНОВ, судья специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Актюбинской области.
– Агрессия, направленная на своих сверстников – очень серьёзная проблема у нынешних детей и подростков. Если «взрослая» статистика по преступлениям идёт на спад, то «детская», наоборот, растёт. К примеру, за апрель этого года за совершение различных противоправных действий в горотдел внутренних дел было доставлено 325 несовершеннолетних, тогда как в прошлом году за тот же период – 272. Подростковые разборки порою шокируют своей жестокостью. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Если раньше дрались до первой крови, то сейчас до последнего дыхания. Слабый – это значит изгой, у большинства подростков именно такая психология.
Уголовная и тюремная романтика очень сильно вошли особенно в подростковую среду. У них настоящая борьба за выживание! Побеждает тот, кто сильнее, наглее, более жестокий. Если посмотреть на цифры, налицо рост грабежей, разбоев. Сейчас уже дети и подростки не просто у своих сверстников сотки отбирают. Обязательно при этом изобьют, да ещё и угрожают, как взрослые преступники. Очень профессионально запугивают. Раньше считалось, что преступность несовершеннолетних более присуща городу, чем селу. Сейчас “сельская” преступность несовершеннолетних уверенно догоняет “городскую”. Иногда просто руками разводишь: обвиняемый подросток характеризуется идеально. А за порогом школы, к примеру, избивает одноклассников. Сейчас один несовершеннолетний подсудимый с идеальной школьной характеристикой проходит подсудимым по делу о групповом изнасиловании. Причём, как говорится в обвинении, преступление совершил в компании взрослых. Почему они такими становятся, ведь взрослые их этому не учат?
«ПОСТАВЬТЕ ПРЕГРАДУ ПОШЛОСТИ!»
– просит Инна КЛЯВИНА, замдиректора по учебной работе городского художественного лицея.
– Защищать надо от пошлости, которая окружает их повсюду, надо стараться сохранить их душу в чистоте и неприкосновенности, надо стараться сохранить детскость и в душе каждого взрослого, и самих детей. Огромный поток пошлости и безвкусицы выливается на наших детей. Когда на телевидении такой огромный процент сцен насилия на один час эфира, то в сознании детей оно, насилие, уже становится неотъемлемой частью повседневности. Не говоря уже об интернете с его переизобилием и легкодоступностью порносайтов. Такая ситуация, способная изуродовать неокрепшую психику маленького человека, должна меняться. Надо предоставлять детям больше возможности общаться с прекрасным, воспитывать художественный вкус, который является и воспитанием самого ребенка как личности.
«УБЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ЭГОИЗМА»
– это важно, по мнению Аскера УТЕНЬЯЗОВА, замначальника ДВД области.
– Иногда складывается впечатление, что большинство нынешней молодёжи является поколением эгоцентриков, убеждённых, что весь мир должен вращаться вокруг их желаний. Прививается эгоистичная западная культура, где на первом месте я сам, моё благоустройство. Всё остальное – второстепенно. Социальные сети влияют на мозг детей, выращивая поколение неспособных к концентрации эгоцентриков. Недавно прочитал результаты одного исследования, с которыми полностью согласен. Когда мозг молодого человека оказывается подвержен среде с быстрыми действиями и реакциями, с новыми изображениями, появляющимися на экране при одном нажатии клавиши, эта быстрая смена раздражителей приучает мозг работать именно с такими промежутками времени. В итоге тот опыт, который дети переживают в социальных сетях, лишён связной последовательности и долгосрочной значимости, что и приводит к «инфантилизации» поколения. Мне кажется, у большинства молодёжи снизился уровень эмпатии – умения сопереживать, поставить себя на место другого. Жизненная философия большинства юного поколения проста: “А какая мне лично будет польза?”. В большинстве своём молодёжь сейчас не спешит принимать обязательства, поэтому у них остаётся больше пространства для себя.