Нелегальные авто покоя не дают
Штраф есть? А если найду?!
По поручению президента стоимость перерегистрации не должна будет превышать 200.000-250.000 тенге. Для этого разработаны поправки в Экологический и Налоговый кодексы. Казахстанцы будут оплачивать только сбор за первичную регистрацию. Утильсбор при легализации оплачиваться не будет. Закон должен вступить в силу 1 января 2023 года. А пока МВД и другие госорганы разрабатывают способы для максимально простой и понятной процедуры легализации, например, подачи онлайн-заявления в полицию. В пресс-службе министерства сообщили, что будет организована работа контакт-центров. Зарегистрированным автомобилям будут выдаваться обычные белые номера, каких-либо ограничений на распоряжение полиция накладывать не будет.
– Однако под перерегистрацию подпадут не все категории транспорта, – сообщил и.о. начальника управления административной полиции областного ДП Вячеслав БИКМУХАНОВ. – Не подпадают автомашины с юридическими и судебными обременениями, в том числе с неоплаченными штрафами, которые доказаны средствами фиксации. Кроме того, документ о переучёте не смогут получить владельцы авто, не снятых с учёта при прежней регистрации, праворульных машин со сроком эксплуатации более 10 лет. Также машины, не прошедшие таможенную очистку и не имеющие регистрационных и правоустанавливающих документов, тоже не подпадают под поправки. Данные категории транспорта после вступления в силу нового закона колесить по казахстанским дорогам больше не смогут. Владельцы могут либо вывезти их обратно в страну, где она была снята с учёта, либо сдать в утиль.
По информации полиции, автомобили, не являющиеся товаром ЕЭС (Евразийского Экономического Союза), должны будут оплатить таможенные пошлины. Для этого Министерством финансов также вырабатываются приемлемые механизмы таможенного декларирования. На данный момент машины с теми же российскими номерными знаками могут передвигаться по дорогам Казахстана только при наличии действующей регистрации в ГИБДД России, действующего страхового полиса в РК и действующего российского техосмотра. Чтобы проверить регистрацию такого автомобиля, нашему водителю нужно посетить сайт российской госавтоинспекции. Там можно ввести номер свидетельства транспортного средства (СТС) или VIN для просмотра регистрационных данных.
С миллиона до двухсот тысяч?
При оформлении транспортного средства информация будет сверяться с базой данных правоохранительных органов стран прежней регистрации. В настоящее время поправки в Закон по легализации авто ещё не разработаны. Однако сотрудники госорганов уже провели обмен информацией по транспортным средствам, ввезённым в страну до 1-го сентября. При нынешних расценках и сложности процедуры перерегистрации автовладельцы не торопятся к ней прибегать. Получение казахстанского номера и техпаспорта стоит примерно 13.000 тенге, но вот утилизационная и прочие пошлины в совокупности обойдутся водительскому карману вплоть до миллиона и более тенге.
Например, чтобы привезти автомобиль из Российской Федерации в Казахстан и зарегистрировать его, необходимо оплатить утилизационный сбор (в зависимости от объёма двигателя), плату за первичную регистрацию (в зависимости от возраста автомобиля), получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства и заплатить сбор за систему экстренного вызова. Уменьшенный утильсбор варьируется между 75 МРП и 575 МРП. Платёж за первичную регистрацию может достигать от 0,25 МРП до 500 МРП. Также необходимо учесть стоимость свидетельства о госрегистрации транспортного средства (1,25 МРП) и выдачу номерного знака (2,8 МРП). Полный пакет всех нужных документов складывается из разрешений от разных ведомств, что ещё больше осложняет создание нового закона о легализации.
Интересно, как вообще дорогостоящий процесс перерегистрации планируется так резко удешевить? Если раньше без утильсбора жить нельзя было, то сейчас уже можно?
«Водитель сам виноват»
Обновлённый закон должен будет облегчить и удешевить процедуру перерегистрации. Условие «чистой юридической истории» может стать проблемой для водителей, ведь далеко не всегда действующий владелец в курсе и вообще повинен в том, что машина штрафовалась при прежнем обладателе.
– При перерегистрации история каждого авто будет рассматриваться отдельно, и при необходимости мы будем связываться с коллегами из той страны, откуда она прибыла, – ответил Вячеслав Бикмуханов. – Пока мы планируем создавать базу данных, где авто будут разграничиваться по двум категориям: обременённые штрафами и нет. Однако в любом случае действующий владелец сам виноват в том, что при покупке не удостоверился в «чистоте» своего четырёхколесного коня, и самостоятельно должен будет решать проблему наличия каких-либо штрафов. Возможно, к делу будут подключаться третьи лица: банки, судоисполнители страны-хозяйки машины, которые наложили на авто арест.
Начальник департамента госавтоинспекции МВД РК Юрий КОЗЛОВ напомнил владельцам автомобилей с российской регистрацией, что они могут ездить по казахстанским дорогам только до одного года. По истечении этого срока машина должна быть вывезена из страны минимум на 30 дней. После этого они могут продолжать эксплуатировать авто в Казахстане. Осенью прошлого года в ходе затеянной МВД проверки машин с иностранными номерами, на штрафстоянке очутились тысячи авто по всей стране. Возвращаясь к теме грядущего принятия закона о легализации, все житейские и судебные волокиты по не подлежащим регистрации машинам лежат на автовладельцев. Новый закон им тут не поможет, да и должен ли – вопрос спорный. Но неоспоримым остаётся факт: действующие законы с обязательными дорогостоящими сборами за документы сами вынудили казахстанских водителей колесить по стране на «конях» без казучёта. В нашем городе число таких машин только с российскими номерами составляет 20.000 (минимум 4.000.000.000 тенге в госказну). По другим зарубежным номерам местная полиция информацией не располагает.