Небеса обетованные
В позапрошлую пятницу комитет гражданской авиации МТК РК огорошил отечественных туроператоров, заявив, что с 21 июля вводится запрет на выполнение чартерных рейсов из Казахстана иностранными авиакомпаниями. | ||
ОПЯТЬ НА БЛАГО НАРОДА?
Как сказал глава комитета гражданской авиации РК Бекен СЕЙДАХМЕТОВ, данная мера направлена на обеспечение гарантий пассажиров по качественному и своевременному оказанию услуг авиакомпаниями. Но, переведя данные рейсы на регулярный формат, они смогут продолжить свою деятельность. Для этого необходимо внести поправки к межправительственному соглашению, по которому осуществляется авиасообщение между двумя странами. А всё из-за того, что турецкая авиакомпания «Sky Airlines», бяка такая, разорилась, и более тысячи туристов остались «загорать» в Анталии, пока не пробудилось казахстанское правительство. Бортами МЧС тех туристов, которые не улетели с помощью других авиакомпаний, доставили на родину. Миллион государственных баксов реально улетел на ветер.
Ну нужно ведь опять что-то сделать на благо народа. Правды ради, стоит отметить, что данная мера была направлена как раз таки против турецких авиаперевозчиков. На Запад никого, кроме «Эйр Астана», не пустили: дескать, ребята, безопасность полётов в вашей стране начинает пугать своей опасностью. Приводите всё в соответствие с международными нормами. Поэтому господин Сейдахметов успокоил, что эта мера не касается европейского направления. Фу-х-х, уже легче, что не придётся делать регулярным рейс Актобе-Аслунд, например (Норвегия).
ОТВЕТ ТУРЕЦКОГО СУЛТАНА.
Да вот турок как-то такой расклад не порадовал. В тот же день страшное возбуждение возникло в их рядах. И давай турецкие власти ультиматум строчить. Эдакое письмо турецкому султану с точностью до наоборот. Так прямо и заявили: «Либо летать будут все, либо никто». Вот так, как отрезали! Сам министр культуры и туризма Турции Омир Челик в Астану прилететь обещались (наверное, регулярным рейсом). В нашем отечественном комитете индустрии туризма и Казахстанской туристской ассоциации поняли, что опять хотят сделать как лучше, но получится как всегда. И упросили-таки КГА отменить сие действо. Отменить-то не отменили, но до 1 октября этого года запрет отложили. А ведь путёвки уже проданы за несколько недель или же месяцев вперёд. А запрет не только по турецким авиакомпаниям ударил бы, но и по казахстанским туроператорам и туристам. Ведь есть и те, кто должен был вернуться из Турции на родину 21 июля или чуть позже. Тогда одна авиакомпания не вылетела, а здесь три-четыре. Тогда застряли в Анталии 1.018 человек, в этот раз могли бы в разы больше. Как можно не просчитывать все варианты и принимать такие решения? Мне, как здравомыслящему человеку, это непонятно.
Во всём мире чартерные рейсы выполняются различными компаниями из разных стран. У нас и так цены запредельные. Один мой знакомый бизнесмен был в кругосветном путешествии. По его словам, за 500-600 «зелёных» можно чуть ли не все США облететь. У нас же из Алматы в Анталию и обратно меньше, чем за 460 баксов, не подходи (цена за билет туда-обратно). Кстати, его выполняет турецкий «Corendon». Есть и по 600 долларов. Всё зависит от аэропорта вылета, сезона и авиакомпании.
А СИЛЁНОК-ТО ХВАТИТ?
А вот представитель авиакомпании «Luk Aero» Океан Ким и руководитель «Bek Air» Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ заявили, что давно уже готовы выполнять полеты за иностранные компании, сообщает сайт Tengrinews.kz. «Наша компания располагает достаточным количеством воздушных судов, чтобы спокойно обеспечить отдельный регион для перевозок в Турцию. Мы приветствуем изменения. Это нужно было сделать давно и во всем мире – это нормально”, – заявил господин Жумасултанов. По его данным, за летний сезон выехать в Турцию хотят около 300.000 человек, для этого достаточно 5-6 самолётов.
Ну, давайте посчитаем. Возьмём, например средненький широкофюзеляжный «Боинг-767-300». Среднее количество пассажиров – 250 человек. Каждому из 5 самолётов необходимо будет за сезон перевезти 60.000 человек, то есть совершить 240 рейсов туда и столько же обратно. Если грубо посчитать, что сезон длится 120 дней, то есть четыре месяца (июнь – сентябрь), каждый из самолётов должен совершать два полёта туда и обратно. Что-то верится с трудом, зная прижимистость наших перевозчиков. Полёт из Алматы в Анталию длится 5,5 – 6 часов, следовательно, нужно, чтобы десять экипажей всегда были в Турции. Ведь выполняться будут десять рейсов (по два на каждом борту), так как по правилам безопасности полётов пилот не имеет права находиться в воздухе более 8 часов. Либо – везти на своём же самолёте резервные экипажи и бортпроводниц.
Плюс ко всему, десять экипажей в это время будут за штурвалом. Итого, только лётно-подъёмного состава должно быть 40 человек, которые будут выполнять рейсы ежедневно без выходных в течение четырёх месяцев.
ПОД КРЫЛОМ САМОЛЁТА.
Кроме того, должен быть резервный борт и два резервных экипажа на непредвиденные случаи. Это ещё четыре пилота. Если не плевать на безопасность полётов, экипажам всё-таки нужны два выходных в неделю. То есть, ещё 20 пилотов. Я не уверен, что у «Эйр Астана» есть такой штат воздушных асов. Если на воздушном судне предусмотрены штурман и бортинженер – это ещё по одному авиационному специалисту на экипаж. Нужен инженерный состав, который будет самолёты после каждого полёта осматривать два раза в сутки. Теперь давайте посмотрим на экономический аспект. За 100.000 тенге никто летать не пойдёт, да ещё в таких условиях.
Минимум три тысячи долларов (если не больше). Если взять весь штат, то набежит сумма около миллиона долларов. А с октября по май – затишье. Куда штат девать? Понятное дело, его можно на постоянной основе не набирать – в авиационной среде, как и везде, много шабашников. Можно набрать с «пятака». А потом что? Один не доспал, другой перепил, и всё – кранты. Можно, конечно, пойти другим путём. Взять в субаренду самолёты тех же турецких авиакомпаний с экипажами. Поставить их на 4 месяца под казахстанский флаг. Но турки будут летать за те же деньги. Возможно, будет иметь место небольшой демпинг, но нашим авиакомпаниям нужно будет урвать своё. Вывод: готовьтесь к подорожанию билетов и к недостаточному обеспечению безопасности полётов. Поверьте мне, как бывшему штурману.
– НЕ СПРАВЯТСЯ ОНИ САМИ,
– говорит об отечественных авиаперевозчиках перевозчиках директор актюбинского филиала туроператора «Gulnar Tour» Василий СМЕЛЯКОВ. – Недостаточно в Казахстане авиакомпаний, которые смогли бы выполнять весь объём работ. Если будет введён запрет, то попросту ограничится вылет в ту же Турцию. В этом году пока это не скажется, так как принятие данных поправок в закон отложили до 1 октября, а в будущем году придётся что-то решать. У отечественного перевозчика не хватит бортов.
Вообще-то мне кажется, что всё это чистейшей воды профанация. Ну, повезло нашим перевозчикам! Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. «Кинула» турецкая сторона наших туристов. И давай в комитете гражданской авиации руки потирать. А может быть, нужно реально подумать, как нашу авиацию с колен поднимать? В той же маленькой Норвегии 52 аэропорта. Да у нас почти в каждом колхозе грунтовка была. И где? Как в детской страшилке – бабай унёс!
– «Эйр Астана» выполняет регулярные рейсы, но даже у неё нет возможности на 100% выполнить объём работ по перевозкам граждан Казахстана, – продолжает Василий. – На ту же Анталию нельзя делать регулярные рейсы, потому что это не актуально. Кто же будет туда летать поздней осенью, зимой и в начале весны? Я думаю, что вопрос всё-таки будет решён положительно, так как правительство не враги ни самим себе, ни народу.
Владимир БУРЬЯНОВ,
|