Сам по себе термин «аутизм» был придуман в начале двадцатого века швейцарским психиатром Эйгеном БЛЕЙЛЕРОМ, но тогда он использовался для описания симптомов шизофрении. Современное же значение это слово приобрело гораздо позже, в 1938–м. С тех пор прошло много лет, и наука намного продвинулась вперёд, однако о природе аутизма до сих пор ведётся множество споров. А тем временем количество людей, страдающих аутизмом, продолжает расти.
ПУГАЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ
– Аутизм – это нарушение психического развития, – рассказывает психолог городской психолого–медико–педагогической комиссии Динара ЖУБАЛОВА. – Он проявляется в нарушении общения, проблемах с коммуникативным взаимодействием. Не установлено, врождённое это заболевание или приобретённое. Аутизм очень сложно диагностировать, потому что некоторые родители сами не знают о его симптомах. Они говорят, что до года ребёнок был очень удобным, часто не просился на ручки, был спокойным, не доставлял маме неудобств. Покормишь его, и он лежит целый день в кроватке, а мама может заниматься домашними делами и считает, что это норма. Уже позже, когда ребёнок начинает взрослеть, он не проявляет интереса к окружающим, к матери. Но и тогда некоторые родители могут не заметить проблем, они обращаются к нам в комиссию с жалобами на нарушения речи, хотят определить сына или дочь в логопедический детский сад. А проблема ведь не в том, что ребёнок не говорит, а в том, что он не общается.
Сейчас для детей проводят ранний скрининг–обследование, на котором, помимо педиатров, присутствуют и психологи. Да и сама мама может заметить, что ребёнок банально не тянется к ней на руки. Дети с аутизмом, по словам психологов, эмоционально холодные. Когда обычный ребёнок ещё не умеет говорить, он радуется родителям, улыбается, машет ручками и ножками. Аутисты, как правило, на внешнюю зрительную среду не реагируют вообще.
– Количество тех, кому диагностировали аутизм, растёт с каждым годом, – говорит Динара Мырзабаевна. – Когда в 2004–м году открылась наша ПМПК, под наблюдением было 4 ребёнка. Сейчас же –около 70–80. Это страшно! Некоторые связывают рост с веком новых технологий, с тем, что мы перестаём общаться друг с другом, используем интернет. Может быть, это и сказывается. Никто точные прогнозы не делает. Буквально за февраль детей, которым впервые поставили диагноз «аутизм», у нас было восемь.
ЕСЛИ РЕБЁНОК – ЧИСТЮЛЯ…
Специалисты выделяют сразу 4 группы аутизма в зависимости от типа поведения ребёнка, хотя на самом деле каждый ребёнок по–своему уникален и требует индивидуального подхода. Самой «лёгкой» группой считается четвёртая: ребёнок может мало чем отличаться от сверстников, но ябедничать по каждому поводу. Такие дети могут устроить настоящую истерику потому, что учитель не стал дослушивать до конца выученное наизусть стихотворение, и дело тут не в капризах. Просто у ребёнка был собственный план действий, а нарушенная схема поведения пугает и приводит к стрессу.
– Ребёнку может быть очень важно, чтобы его игрушки лежали строго друг за другом – они любят раскладывать вещи, – объясняет Динара Жубалова. – Вроде бы ребёнок бегает и не обращает внимания, но стоит только переложить игрушку на другое место, как он подбежит и тут же исправит. Бывает, что мамы приходят и говорят: «У меня ребёнок очень чистоплотный, он любит порядок». Они не понимают, что это не норма, что так не должно быть. Они считают, что их дитя просто чистюля, он любит, чтобы все чашки лежали так, как они должны лежать, чтобы грязная посуда была не на столе, а в мойке. Но в три–четыре года ребёнку ненормально зацикливаться на таких вещах, а многие мамы думают, что это, наоборот, хорошо.
СКРЫТАЯ УГРОЗА
Классические аутисты – без умственной отсталости – любят порядок, числа, логику и символы. На Западе таких людей с радостью принимают на работу в крупные всемирно известные корпорации.
– Когда приходит аутист и начинает бегать, не успокаивается, мы знаем, что надо предложить ему или палочки, или мозаику. Большинство успокаивается и сразу начинает их собирать. Была одна девочка, ей любое число называешь – например, 17 июля 2017–го года – и она сразу называет день недели. Но такое встречается очень редко, – говорит Динара Жубалова.
Правда, при этом затруднение вызывают самые простые действия, о которых обычный человек даже и не задумывается. Психологи и педагоги учат детишек с аутизмом здороваться и прощаться, слушать собеседника, обращаться за помощью, различать цвета, даже собирать детскую пирамидку. При этом ребёнок может уравнения щёлкать как семечки.
Именно отрешённость, неумение противостоять многим повседневным проблемам и является главной опасностью для аутиста. У них словно нет инстинкта самосохранения, или он сильно приглушён. Такие дети, убежав и потерявшись, не станут искать маму, а протянут руку и спокойно уйдут с совершенно незнакомым человеком. Им нужен постоянный присмотр.
ПОДГОТОВКА К ЖИЗНИ
Специальные коррекционно–диагностические группы для детей, у которых диагностировали аутизм, функционируют при областной ПМПК с января 2007–го года. Обученные специалисты устанавливают окончательный диагноз, разрабатывают индивидуальную программу развития и определяют возможность дальнейшего обучения ребёнка. В этих группах занимаются дети до шести–семи лет со всей области. Многим семьям для этого приходится переезжать в город или снимать жильё – большие затраты, но ничего не поделаешь.
– Для работы с детьми привлекаются основные специалисты: психиатр, невропатолог, педиатр, дефектолог, психолог, логопед, – прокомментировала ситуацию психолог областной ПМПК Алтынай УКСУКПАЕВА. – Также к работе привлекаются воспитатель и помощник воспитателя. Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме.
Для каждого ребёнка составляется отдельная программа. Форма обучения, количество и продолжительность занятий зависят от того, какие именно нарушения выявлены у ребёнка и как быстро он усваивает новый материал: иной раз на то, чтобы выучить новый цвет, может уходить несколько недель. По медицинским показаниям назначается массаж.
– Поведение ребёнка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта, – говорит Алтынай Муратовна. – Всё, что происходит на занятии, сопровождается эмоциональным комментарием – нужно проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными.
ТЕРПЕНИЯ, ЛЮБОВЬ И ИНТУИЦИЯ
Как утверждают специалисты, из–за нарушения эмоциональной связи с внешним миром работа с аутичным ребёнком требует особого подхода, особенно в самом начале. Но в любом случае обычные приёмы обучения, сколь бы эффективными они ни были признаны, при работе с аутистами не действуют.
– Занятия с аутичным ребёнком требуют больших затрат психической и физической энергии, – рассказывает воспитатель областной ПМПК Жанаргуль ДЖАКСЫБАЕВА. – Кроме того, необходимо много терпения, интуиции и любви. Приходится на время как бы раствориться в ребёнке, постараться понять, что он чувствует, проникнуть в логику его действий. Поведение аутичного ребёнка может выглядеть лишённым смысла, хаотичным, неадекватным, но это лишь на первый взгляд. Можно стать ему настоящим другом и помочь избавиться от многочисленных страхов, постепенно вывести его в окружающий мир, научить быть более самостоятельным.
РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАБОТЫ
– Для того чтобы не возникло непонимания, нужно постоянно и подробно объяснять родителям, что именно происходит на занятии, а также вовлекать их в активную работу. И в самую первую очередь родители аутичного ребёнка должны осознать цели занятий, – считает Алтынай Уксукпаева.
Занятия с психологом – это всего несколько часов в день, остальное же время заботы об аутичных детях ложатся на плечи их мам и пап. О том, как тяжело растить «необычного» ребёнка, можно размышлять часами, но психологи уверены: результаты будут намного лучше, если правильно закреплять их дома. С родителями проводятся регулярные беседы.
– Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учётом интересов ребёнка, – говорит Жанаргуль Джаксыбаева. – Приходится думать не об удобстве и спокойствии, а о пользе происходящего в доме и семье. Такой подход требует от близких самоотверженности и сил. Во время бесед мы готовим родителей к тому, что в ходе развития ребёнка возможны периоды обострения, обсуждаем с ними тактику общих действий в такие моменты. В особенно трудные моменты помогаем конкретными советами и действиями.
Аутизм, к сожалению, пока изучен недостаточно, и остаётся множество вопросов, на которые до сих пор нет точного ответа. Также не существует и гарантий, что однажды аутичный ребёнок сможет полностью вылечиться, однако комплексное лечение способно научить его хотя бы контактировать с людьми.
– Результаты лечения зависят от конкретного диагноза, – говорит Динара Жубалова. – Бывают дети, с которыми разговариваешь и не замечаешь, что у них есть аутизм. Но в каждом из нас, по сути, есть эти аутистические черты. Некоторые люди не могут близко подпустить к себе человека, просто сидеть рядом, начинают нервничать и отдаляться. В каждом можно найти что–то такое.
Ксения ВИШЕНИНА,
Фото из архива областной ПМПК