Очередной учебный год подошёл к концу, школьники по всей стране вышли на заслуженные летние каникулы. Тетради и учебники убраны в дальний ящик и на несколько недель благополучно забыты. К концу лета, впрочем, о них вспомнят: обеспечивать своё чадо книжками многие родители начинают заранее. Вооружившись списками с обязательным указанием издательств и годов выпуска, они штурмуют специализированные магазины и рынки. Но это – позже. А пока часть уже существующих учебных пособий готовится к переизданию.
Школьные учебники в Казахстане переиздают регулярно. Меняются авторы, издательства, иллюстрации и содержание. Даже, поговаривают, и ошибки исправляют! Каждый год поговаривают, а меньше ляпов в книгах как будто бы и не становится. То здесь, то там мелькают просьбы помочь разобраться с задачами без ответов, а особенно запомнившиеся опечатки и казусы становятся достоянием интернета. Одним словом, со стороны можно подумать, будто ошибки в учебниках плодятся как головы у гидры – на месте одной старой возникает сразу три новых.
НЕТОЧНЫЕ НАУКИ
Математика – царица наук, как утверждал немецкий математик Карл ГАУСС, и с этим согласится любой школьный учитель. В математике важны точность, логичность, рациональность – и именно их, оказывается, и не хватает в современных учебниках. Задачами без решения школьников не удивить, как и не удивить тем, что в приложениях с ответами и тестах для проверки знаний может не быть правильного ответа. Часто дети не могут понять, почему результат из учебника отличается от ответа, на котором настаивает учитель, и приходится тратить драгоценное время на объяснения.
– Учебники и правда оставляют желать лучшего, – говорит учитель математики Светлана БОНДАРЕНКО. – Бывает, что задачу просто невозможно решить, потому что указано недостаточно исходных данных. Никакой логики в условиях. К тому же, я считаю, что задачи должны иметь практическую направленность. Школьникам в большинстве случаев предлагается найти, например, объём и площадь полной поверхности куба или параллелепипеда. Вместо этого можно попросить рассчитать, например, объём краски, необходимой для покраски стен, или сколько обоев потребуется для ремонта в комнате с указанными параметрами. Это и объяснять легче, и в жизни обязательно пригодится. В условиях задач и примерах часто теряется знак минус и, наоборот, вводятся какие-то новые обозначения, которых раньше не было. Например, вершина пирамиды всегда и везде обозначалась буквой S, а в некоторых современных учебниках – L. Выходит путаница. Что касается учебников геометрии, то формулировки теорем и доказательства иной раз слишком длинные и запутанные, они вместо одного абзаца занимают страницу. Это видно, к примеру, при изучении первого и второго признаков равенства треугольников.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
Вопрос об искажении исторических фактов и состоянии современных учебников истории, пожалуй, сегодня самый актуальный. Авторов и историков великое множество, а вот прийти к единому мнению они по многим вопросам не могут. Или не хотят – кто знает. Как бы то ни было, учителя и преподаватели давно бьют тревогу, ссылаясь то на недостаточный материал, то, наоборот, на внезапно появившиеся в книгах сведения, ранее нигде не звучавшие.
Вывод напрашивается один: учебники истории также требуют тщательной проверки и доработки.
– Да, в учебниках встречаются ошибки, – прокомментировала учитель истории Наталья ДРОГА. – Первое, что мне не нравится, это наличие альтернативных учебников от разных авторов. Программа в таких учебниках сильно разнится, их содержание неравнозначное. Да и объём материала по темам различается. Также хотелось бы, чтобы на страницах учебников появилось больше информации о биографиях исторических личностей, о культуре и традициях, чтобы разбавить содержание параграфа какими-то интересными событиями и данными. А сейчас в них указываются одни только факты, детям их сложно запомнить. Чтобы хорошо сдать ЕНТ, школьник должен запомнить буквально каждую строчку учебника по истории. Когда каждая строчка превращается в вопрос, это невозможно! Кроме того, учебники перегружены терминами. В одном параграфе может быть 10-15 новых терминов. Например, новый учебник истории для 10-го класса ими явно перегружен. Конечно, к ним приводятся пояснения, специальный словарь, но всё равно учить предмет очень тяжело.
ПИШИТЕ ГРАМАТНА И БЕС АШЫПАК
Я очень хорошо помню уроки казахской литературы в старшей школе. Огромные тексты, которые требовалось не только прочитать, но и понять и пересказать, такие же объёмные биографии авторов, стихотворения – только и оставалось радоваться, что на подготовку есть целая неделя. Но особенно запомнился один урок, посвящённый творчеству поэта Жамбыла ЖАБАЕВА. А дело в том, что в самом начале параграфа был указан год смерти Жабаева – 4945-й. Согласитесь, весьма внушительно. Жамбыл Жабаев жил, жив и будет жить – авторы учебника, вероятно, в этом не сомневались.
Вероятно, тысячелетнего поэта можно списать на техническую оплошность при наборе, но, к сожалению, ошибки в учебниках по языкам и литературе встречаются регулярно. Ими грешат книги и по русскому, и по казахскому, и по английскому языкам.
– К сожалению, учебники требуют доработки, – признаёт учитель русского языка и литературы Карлыгаш ШАМЕНОВА. – На уроках всегда под рукой словари, к которым можно обратиться в спорных ситуациях, без них сложно. Когда видишь неправильно проставленное ударение, просишь ученика самостоятельно свериться со словарём, а затем исправить карандашом текст в учебнике. Так лучше запоминается, но было бы гораздо лучше, если бы необходимости в правках не возникало вообще. Иногда дети сами подходят и показывают на страницах опечатки, этому тоже приходится уделять время на уроках, чтобы все заметили. В старших классах легче, потому что они уже умеют критически мыслить и понимают, что учебники не идеальны, а когда дети совсем маленькие, им тяжело понять, что в книге, по которой они учатся, могут быть ошибки. При желании можно отыскать в текстах лишние мягкие знаки, пропущенные запятые, неверно указанные безударные гласные. Формулировки у правил бывают неполные или неточные, поэтому обычно объясняешь их дополнительно, потом заставляешь применять на практике.
КУДА ПОЖАЛОВАТЬСЯ?
Ситуация с ошибками в учебниках, конечно, небезнадёжная, но, тем не менее, она требует пристального внимания. А человек – не машина, и заметить абсолютно все ляпы из книжек он просто не может.
О найденных ошибках можно сообщить через интернет в рамках акции «Учебник без ошибок». Необходимо лишь привести точную формулировку из книги и точные выходные данные учебника.
Сколько яблок на берёзе?
Любопытные ошибки и ляпы из казахстанских учебников.
Английский язык
Учебник для 7-го класса, авторы: Т. Аяпова, З. Әбілдаева, Ж. Тұтбаева. Издательство – Алматы, «Атамұра», 2003.
Ошибки в правописании:
«It you come to Kazakhstan, for entertainment, at weekends and on holidays you have a rich choice of places to relax»;
«At night city life doesn't tail away: many restaurant, casinoes and discotheques are open».
Основы религиоведения
Учебник для 10 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей./ Г. Есим и др. – Алматы: «Бiлiм», 2007:
Жрецы, возглавляющие сразу целую веру, встречались в древнем Египте:
«...в древнем Египте жрецы подразделялись по принципу веры в конкретного бога и возглавлял её верховный жрец».
Зубодробительные формулировки о непонятном. К слову, кто такой Конт и что такое первый теологический синтез, не поясняется:
«...после этой стадии проходят философская и позитивная стадии, но социально-исторические изменения общества рано или поздно снова приводят, по мнению О. Конта, ко “второму теологическому синтезу” как духовной основе общественных связей, и тогда “позитивная религия” будет иметь большое значение».
Познание мира
Учебник для 2 класса общеобразовательных школ. Авторы Кулжан Жунусова, Казына Аймагамбетова.
Можно не читать, только представьте:
"Представьте себе на минуту, что стала возможной ситуация, описанная в сказке "Тараканище": крокодил солнце красное проглотил!".
История древнего Казахстана
для 5-го класса, переработанное издание 2005-го года. Издательство «Атамура».
А всё-таки она вертится!
«Солнце, вокруг которого за 24 часа успевает обойти весь земной шар, только над Казахстаном находится 3 часа, что говорит о величине его территории».
Естествознание
5 класс общеобразовательных школ.
Страшная правда:
«Мороженое – это смесь льда, сливок, ароматизаторов, воздуха, а иногда и пищевых красителей»;
«Молоко – это смесь частичек жира в воде»;
Познание мира
2 класс:
Новые способы добычи энергии, пособие для второклашек:
«…Ведь деревья для своего роста и развития используют лишь часть энергии солнечных лучей. Излишки этой лучистой энергии они сохраняют в себе, как бы «консервируют» (сберегают) тепло. Это тепло переходит в дрова. Особенно много тепла накапливается в угле. Очень давно он образовался из деревьев. При сжигании дров выделяется то самое «законсервированное» тепло».
Познание мира
3 класс:
Отрывок из правил гигиены органов дыхания. И правда, не ешьте. Не нужно:
«Не разговаривай громко и ничего не ешь».
Учебник математики
за 5-й класс, стр. 172, № 817, авторы: Алдамуратова Т. А., Байшоланов Е. С.
А вы не забыли, где протекают Иртыш и Жайык? Можем напомнить, и не раз:
«Длина реки Иртыш, протекающей по территории Казахстана, равна 1700 км. Длина реки Жайык, которая протекает по территории Казахстана, составляет 16/25 длины реки Иртыш, которая протекает по территории Казахстана. Какова длина реки Жайык, протекающей по территории Казахстана?»
Учебно-методическое пособие по русскому языку
Издательство «Шын-Китап».
Великий и могучий стерпит всё:
«Союз чтобы пишется слитно в отличие что бы»;
«Партмоне»;
«Туристная база»;
«Слог – это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха».
История древнего Казахстана
5 класс, издательство "Атамура".
Потому что только женщины могут верить в обожжённые фигурки:
"Первобытные люди верили, что такие фигурки принесут им удачу, ведь это было время, когда главенствующее положение в обществе занимала женщина".
История Казахстана
6 класс, издательство «Атамура».
Атилла – величайший педагог!
"Даже правители Франкии, Бургундии отдавали своих детей на воспитание Атилле".
«Естествознание»
для 5 класса, авторы Есназарова У.А., Бекалай Н.
Всё, что вы не знали об устройстве мира, но боялись спросить:
«Солнце излучает светлые лучи»;
«Комета – своеобразная звезда»;
«Во время отсутствия Луны на Земле появляется темнота»;
«Земля один раз в году вращается вокруг Солнца».
Биология
8 класс. Автор – Аскарова З.Ж.
Все мы немножко алкоголики:
«У людей с нарушенной психикой, с сотрясениями мозга, страдающих бессонницей, а также перенесших трудные периоды жизни, наблюдаются тяжелые формы алкоголизма».
Букварь
Издательство «Алматыкитап», 2012 год:
Стихотворение Н. Некрасова по версии этого учебника принадлежит перу З. Александровой. Всего-то нужно было заменить «холодное» на «прозрачное»:
«Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло».
Ксения ВИШЕНИНА,
Фото Юрия ТАРАСЕНКО