Марионеточная история
Наивно считать, что манипуляция историей Великой Отечественной войны – это болезнь последних лет. Первым перекроить подвиг народа под себя, любимого, решил не кто иной, как генералиссимус Иосиф СТАЛИН. Отец всех народов ревниво относился к чужой славе, и ему было не по душе, когда люди славили ещё и маршала Георгия ЖУКОВА. Популярность полководца была так велика, что для простого народа именно Жуков, а не Сталин стал символом Победы. Уменьшить его заслуги в книгах и газетах не получалось – слишком много осталось живых очевидцев, которые бы за версту почувствовали попытку их обмануть. Поэтому Иосиф Виссарионович решил вопрос хитро и радикально. Указом от 23 сентября 1947–го года 9 Мая он объявил рабочим днём, зато Новый год – выходным. Расчёт оказался верен. Людям, уставшим от войны, больше хотелось сказки для детей и ярких игрушек вместо танков и парадов. Так 9 Мая почти два десятилетия оставалось простым днём календаря.
Какой вам парад? Я обиделся!
Никита ХРУЩЁВ, как бывший фронтовик, к теме войны был неравнодушен. Но возвращать 9 Мая статус праздника он не спешил, потому что успел перессориться со многими военачальниками, а оды Сталину ярый разоблачитель культа личности вытерпеть не мог. Даже в период «хрущёвской оттепели», когда появилось много фильмов и произведений литературы, не вписывающихся в социалистический канон, темы ВОВ авторы старались лишний раз не касаться. Шедевры вроде ленты «Летят журавли» являлись исключением. Зато появились антивоенные памфлеты, где трусливых врагов с арийской или англо–саксонской внешностью буквально голыми руками побеждали даже пионеры. Эти творения играли больше пропагандистскую, антизападную роль. «Холодная» война была в самом разгаре. Справедливости ради нужно отметить, что о простых бойцах Никита Сергеевич не забывал. Первые полосы всех газет в канун 9–го Мая украшали красивые поздравления ветеранам.
То, что было не со мной, помню
Леонид БРЕЖНЕВ очень гордился тем, что побывал на фронте. Именно он в 1965–м году вернул 9–му Мая статус выходного дня, а ещё через два года торжественно открыл памятник «Могила неизвестного солдата». Чтобы угодить дорогому Леониду Ильичу, партийные лидеры всех городов СССР стали открывать мемориалы, а творческая интеллигенция – муссировать тему войны.
Если на литературу и кинематограф интерес генсека повлиял, скорее, положительно (появились такие шедевры, как «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Белорусский вокзал»), то идеи с мемориалами не всегда были успешными. Например, при строительстве мемориала «Брестская крепость» архитекторы с возмущением встретили распоряжение сверху увеличить масштаб скульптур. Они справедливо заявляли, что при увеличении лицо солдата вблизи будет выглядеть уродливо. Тогда их никто не послушал, а сейчас, когда мемориал стал символом Победы, любые разговоры о реконструкции звучат как кощунство. Тем не менее на территории СССР много памятников и мемориальных комплексов «брежневской» эпохи, которые не вписываются в городской пейзаж.
Срывая покровы
Гласность Михаила ГОРБАЧЁВА породила другую монструозность – моду на срывание покровов. Именно в перестроечный период и последующие лихие 90–е появились исследования «историков». В этой макулатуре можно было найти любой бред: от фотографий личной летающей тарелки Адольфа ГИТЛЕРА до «откровений» немки, которую изнасиловала дюжина советских солдат. Среди исследований попадались и действительно стоящие внимания материалы, например, о штрафбатах, которые бросали на верную смерть, или реальные цифры американского ленд–лиза, но тут же эти факты становились предметом политических спекуляций.
Однако масштабное празднование 50–летия Победы в 1995–ом году вернуло то, что мы едва не потеряли – память о подвиге советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Но вскоре и это превратилось в фарс.
Хотели как лучше
Из новых символов Победы больше всего досталось безобидной георгиевской ленточке. Кто бы в 2005–ом году мог подумать, что акция студентов–активистов станет предметом скандалов? Тогда группа московских студентов при поддержке «РИА Новости» решила раздать людям 800.000 ленточек с орнаментом, который использовался на открытках ко Дню Победы. Уже через три года разгорелся первый скандал, когда ушлые маркетологи стали цеплять чёрно–оранжевую ленту на любой товар – от водки до презервативов, а «модники» вдевали её в кроссовки вместо шнурков.
Плохую славу сделали ленточке российские шовинисты и националисты. Многие радикалы, кричащие «Россия – для русских!», щеголяли чёрно–оранжевым бантом. Наконец, в старых архивах были обнаружены фото «власовцев» с георгиевской лентой. Неудивительно, что многие постсоветские республики поспешили откреститься от скандального символа. Украина предложила в качестве замены цвет мака, символизирующий пролитую кровь, а Белоруссия – веточку цветущей яблони.
У нас же в 2015–ом году в ходу были два символа – георгиевская и небесно–голубая. Однако на параде в Астане все участники, включая ветеранов, были с небесно–голубой.
Год спустя отношение к чёрно–оранжевой ленте у власти ухудшилось. Так, 9 Мая 2016–го года, когда «Эврика» проводила в парке первого президента традиционную акцию памяти, раздавая георгиевские ленты, один из чиновников немелкого калибра настоятельно порекомендовал «крамольные» ленточки убрать.
Что–то память у тебя не того формата!
В этом году нас ждали другие новости. На электронную почту газеты пришло письмо от читательницы, которая пожелала остаться анонимной. Она спрашивала, правда ли, что георгиевские ленты в Казахстане запрещены. По её словам, учительница в школе заставила ребёнка снять чёрно–оранжевую ленту, а вместо неё надеть голубую. И это не единичный случай.
Родственники ветеранов рассказали ещё две истории. Так, на прошлой неделе к нам пришёл расстроенный внук недавно умершего ветерана. Его желание разместить фото дедушки в одной из государственных газет области обернулось двумя неприятностями. Во–первых, фото и крохотная заметка там квалифицировались, как… реклама, и за эту услугу с парня попросили около полутора тысяч. А во–вторых, портрет… не подходил по формату. Опубликовать его даже за деньги редакция соглашалась лишь при условии, что георгиевскую ленту на груди ветерана заказчик сам уберёт в «Фотошопе».
Другой случай нам рассказала дочь ныне живущего ветерана. Ей звонили из акимата с требованием перефотографировать отца для «Книги памяти». Прежнее фото страниц издания недостойно, потому что на пиджаке красуется опальная ленточка.
Почём нынче Победа?
Но маркетологов политические игры не касаются. В одном из актюбинских гипермаркетов, прямо на входе, посетителей встречает целая гора домашних тапочек с рисунком танка «Т–34» и подписью «Спасибо деду за Победу!». Если немного порыться среди обуви, то можно отыскать и точно такие же, но уже со Звездой Героя Советского Союза. Причём недорого, всего за 1.090 тенге. На этом фоне ценники конской колбасы со скидкой, украшенные по краям георгиевской лентой, уже не кажутся кощунством.
Актюбинская служба по доставке еды тоже отличилась. Ко Дню Победы они подготовили акционный «Набор солдата». Две пиццы, суши, стейк и кола. Если стейк и кола ещё как–то сюда попадают (всё–таки Великобритания и США были нашими союзниками), то итальянская пицца и японские роллы смотрятся, как минимум, странно. Ведь и император ХИРОХИТО из Страны Восходящего Солнца, и итальянский дуче Бенито МУССОЛИНИ не скрывали симпатий к Третьему Рейху. Напрашивается вопрос, в честь чьих солдат назван этот аппетитный набор фаст–фуда?