Кто защитит детей?
В СЕМЬЯХ БЫВАЕТ НЕ БЕЗОПАСНО
К сожалению, неблагополучные семьи сейчас не редкость. Взрослые пропивают деньги и квартиры, а страдают дети. Иногда дело доходит до рукоприкладства или даже угрозы жизни.
– Мы убеждены в том, что таким детям в государственных учреждениях будет гораздо безопаснее, чем в их семьях, – рассказала руководитель отдела нравственно-духовного воспитания, самопознания и охраны прав детства областного управления образования Шамшырак САЙГАЛИЕВА. – Через комитет по делам несовершеннолетних таких взрослых лишают родительских прав.
В отделе по защите прав детства объяснили, что все несчастные случаи, связанные с детьми, – это в первую очередь прерогатива следствия, то есть правоохранителей. Как ни странно, до того момента, как поступит официальное заявление из следственных органов, вмешиваться в жизнь семьи отдел по защите прав детства не имеет законной возможности.
– Право посещать семьи имеют отделы опеки и попечительства, – говорит Шамшырак Сайгалиева. – Они составляют акты, ведут беседы с детьми в присутствии законных представителей – родителей. А если пойдём мы, то нарушим закон.
Сами дети на собственных родителей жалуются редко. Руководитель отдела защиты прав детства заверила, что за последние семь лет таких случаев они не фиксировали. Любые сигналы о нарушениях прав ребёнка, о жестоком обращении с ним поступают со стороны.
Специализированную помощь могут оказать в психолого-медико-педагогической консультации. Там проводят полное обследование ребёнка, выявляют возможные нарушения, причём не только с точки зрения физического здоровья, но и психологические.
Чаще всего права ребёнка ущемляются при бракоразводных процессах. В соответствии с кодексом о браке (супружестве) и семье родители имеют равные права и обязанности, однако стоит делу дойти до судебного разбирательства, как сразу же возникают проблемы.
– Решение суда исполняется не до конца, особенно если говорить о свиданиях с детьми, – пояснила Шамшырак Сайгалиева. – Например, ребёнка оставляют с мамой. Папа и родные бабушка и дедушка имеют полное право с ним видеться. Но зачастую мама, скажем, не имеет квартиры в городе и отправляет чадо в район, а бабушка и дедушка по линии отца или сам отец не имеют возможности его видеть. В таких случаях принято действовать через районные отделы образования и органы опеки. Ребёнка возвращают в город, чтобы он имел право встречаться и с родными по отцовской линии.
При этом, согласно законодательству, несовершеннолетний имеет право выражать своё мнение при решении любого семейного вопроса, затрагивающего его мнение. В суде учёт мнения ребёнка, достигшего 10-и лет, и вовсе обязателен, если это не противоречит его же интересам. К сожалению, часто на практике этот закон играет с родителями дурную шутку.
– В суде считаются с мнением ребёнка, достигшего 10 лет. Это, на мой взгляд, неправильная тенденция, – говорит Шамшырак Аблдрахмановна. – Если у отца имеются машина, коттедж, то есть, если он материально обеспеченнее мамы, то несовершеннолетний отдаёт предпочтение не столько отцу, сколько его материальным благам. И поэтому мы через средства массовой информации каждый раз обращаемся к родителям, чтобы они щадили детей, берегли их нервную систему при бракоразводных процессах.
Разумеется, значительная часть нарушений прав детства приходится на школьные проблемы. Обычно пик обращений приходится на конец августа – первые дни сентября, то есть начало учебного года.
– Родители хотят обучать своих детей в учебных заведениях, которые зарекомендовали себя как школы, работающие на результат, имеющие определённый имидж, – рассказывает Шамшырак Сайгалиева. – Мы понимаем, что согласно Конституции ребёнок имеет право обучаться в любой школе, которую захочется ему или его родителям. Но нужно учитывать, что они не безразмерны. Я уверена в том, что если ребёнок имеет потенциал, если есть контроль со стороны родителей, то в любой школе он получит качественные знания.
К слову, вопросы об обучении тех, у кого нет постоянной прописки, также обычно решаются через отделы образования.
Сами дети чаще всего жалуются не на взрослых, а на одноклассников и друзей. По словам специалистов, последнее время в разы выросло количество гиперактивных детей. Они не сидят на месте ни в школе, ни дома. Шумят на уроках, мешают учителю, иногда даже ввязываются в драки. В управлении образования только разводят руками.
– Увы, мы в этом случае бессильны. Если у ребёнка не имеется справки о психическом расстройстве, а это уже на совести врачей, то он имеет право быть в социуме и получать общее образование в школе, – объясняет Шамшырак Абдрахмановна. – Обычно через год-два поведение выравнивается. Избалованные чада к третьему-четвёртому классу вливаются в коллектив, разногласия забываются.
Таким образом, чаще всего разбираться с отбившимися от рук непоседами учителям и родителям приходится своими силами. В основном среди причин подобного неконтролируемого поведения называют чрезмерные балование и опеку. Случаи, связанные именно с нарушениями психики, единичны – в случае с гиперактивными детьми чаще всего говорят именно о педагогической запущенности:
– Идёт чрезмерная опека со стороны родителей. Неправильно сваливать всю вину на одноклассников или учителя. Таким образом, мы даём неправильное воспитание, и в будущем, в социуме, этому ребёнку – уже взрослому человеку – будет непросто. Нельзя чрезмерно опекать детей.
Обыкновенно западную систему воспитания и образования у нас принято ругать. Мол, и уровень знаний у них ниже, и палку они часто перегибают в стремлении соблюдать закон. Однако, если разобраться, то и наша, казахстанская, система защиты прав детства не идеальна, а у иностранных коллег есть чему поучиться.
Возьмём для примера Германию или Норвегию, или любую другую западноевропейскую страну. Их врачи, педагоги и воспитатели обязаны в течение 24-х часов с момента происшествия обратиться с заявлением в полицию. Чего уж говорить, если ребёнка иной раз могут забрать из семьи только потому, что родитель в целях профилактики пригрозил ремнём. Но сам принцип: – обязательно вмешаться, пока не стало совсем поздно, – помогает избавиться от печальных последствий бездействия.
– Мы берём что-то хорошее и из европейского, и из любого другого образования, – комментирует Шамшырак Сайгалиева. – Но на сегодняшний день, когда учитель из школы занят не только качеством образования, но ещё и другими работами, нам ещё рано говорить о подобных законах. К тому же, речь идёт не только об учителях или врачах. У них общество так воспитано. Если они мимо проходят и наблюдают не совсем законную ситуацию, происходящую с кем угодно, в том числе и с детьми, то они обязательно обращаются в полицию. Это, наверное, степень цивилизации государства. Я надеюсь, мы к этому придём.
Другое распространённое на западе явление – это детская эмансипация, то есть возможность ребёнка жить и принимать решения независимо от родителей или опекунов. Например, в Соединённых штатах несовершеннолетний имеет право на эмансипацию при заключении брака, поступлении на воинскую службу. В Казахстане такая практика не принята.
Интересные факты: