Какая разница?
Найти ответы на эти вопросы и разобраться в давнем противостоянии нам помогли учитель химии и биологии Маржанбулакской средней школы Гульжан ХАМЗИНА и учитель химии средней школы №26 города Актобе Ляззат АЛДАБЕРГЕНОВА.
Гульжан Минуллаевна 11 лет из своего 12-летнего педагогического стажа проработала в школе посёлка Маржанбулак. Значительную разницу между сельским и городским образованием она ощущала на себе ещё недавно.
– Несколько лет назад этот разговор у нас с вами был бы совсем другим, – говорит Гульжан Минуллаевна. – В кабинете мы бы сидели в верхней одежде, в классе было бы намного меньше учеников, да и процесс обучения в школе существенно бы отличался. Такая ситуация сохранилась в отдалённых от города посёлках, где до сих пор в школах печное отопление, а информацию берут в библиотеке за чтением книг. В нашем посёлке (и в школе в частности) за это время многое изменилось. Поэтому разница между сельским и городским образованием становится незаметной по мере приближения посёлка к городу и благам цивилизации.
3 года назад в село Маржанбулак провели газ, стал свободным доступ к интернету. Всё это повлияло не только на бытовые условия сельчан, но и на уровень обучения в школе.
– Система образования давно уже основывается на информационных технологиях, – говорит Гульжан Хамзина. – Чтобы подготовиться учителю к уроку, ему в любом случае необходимо найти ресурсы в интернете. Благо, сейчас у нас есть школьный интернет. Правда, чтобы заполнить все необходимые документы и программы, нужно оставаться в школе допоздна, а у многих учителей дома хозяйство. Да и компьютеров в школе не так много: всего один мультимедийный класс и две интерактивные доски. Для основной работы учителям приходится нести ноутбуки из дома. Хоть и есть некоторые сложности, но мы стараемся не отставать и идти в ногу со временем.
Кому легче?
– Несмотря на загруженность сельского учителя домашними делами и сложностями в техническом оснащении, они больше внимания уделяют городским конкурсам, с интересом относятся ко всему новому, – заметила из личного учительского опыта учитель городской школы с 17-летним стажем Ляззат Алдабергенова. – Думаю, это больше связано с тем, что у них в классах учеников поменьше, следовательно, и загруженности немного меньше, чем у нас. Это касается не только самого процесса обучения, но и дополнительных обязанностей учителя, который должен знать положение семьи и условия жизни каждого ученика. А потом написать характеристики на всех учащихся и акты на семьи с различными сложностями. Это отнимает всё свободное время учителя, – жалуется педагог.
На самом деле, в сельском классе русскоязычных учеников на уроке химии Гульжан Минуллаевны больше 12 человек не бывает. Но, по словам учителя, легче от этого не становится. Некоторые классы, в которых меньше 5 человек, приходится комплектовать в один, что явно усложняет работу учителя.
– Я сама вела не так давно класс-комплект 5-х и 6-х классов, – делится учитель сельской школы. – Приходилось объяснять две совершенно разные темы, рассчитанные каждая на 45 минут, за один урок разновозрастным ученикам. Здесь мастерство учителя должно быть на высшем уровне. Это очень непросто: одних заинтересовать по теме строения корня, а другим объяснить особенности млекопитающих. Дети отвлекаются и усваивают материал сложнее.
Есть, конечно, в малокомплектных классах и свои плюсы. По словам Гульжан Минуллаевны, сельскому учителю немного проще, так как он знает семьи всех своих учащихся. И об интересах самого ребёнка учитель в селе знает гораздо больше городского. Так, сельские ученик и учитель становятся ближе и роднее друг другу, могут доверять свои тайны и переживания, вместе решать проблемы. 4
Разница есть
Любой учитель сегодня должен не просто обучать детей, но и соответствовать определённому стандарту современного педагога. В первую очередь, он должен владеть компьютером, так как во многих школах запущены новые программы электронного образования. Маржанбулакская школа работает по программе «Кунделiк», средняя школа №26 – по «E-learning». Исходя из этих программ, работа учителей весомо разнится.
– Это сегодня – проблема №1 у учителей, – делится Ляззат Аманджановна. – Вместо того, чтобы больше уделять времени ученикам, мы постоянно сидим за компьютером. В связи с новой программой приходится все отчёты, списки и программы вести в электронном и печатном вариантах. Учителя должны теперь вести и электронный журнал, где будут расписывать темы, выставлять оценки, размещать анализы уроков, фиксировать посещаемость учеников. Это отнимает немалую часть учительского времени, усложняя работу в целом. Но это удобно для родителей, ведь они могут следить за успеваемостью ребёнка, сидя на работе или дома, – говорит учитель.
Если современные технологии в образовании уже не пугают городских родителей, учеников и учителей своей новизной, а даже, напротив, находят в себе и положительные отзывы, то на селе ситуация складывается несколько иная.
– Мы работаем по программе «Кунделiк», – говорит учитель Гульжан Минуллаевна. – Признаться, времени не хватает заполнять журнал, да и мало кому из родителей он здесь нужен. Все вечерами заняты домашними делами по хозяйству и не находят времени посмотреть через интернет оценки ребёнка (у некоторых интернета даже нет), гораздо проще узнать напрямую. Мы ведь все друг друга знаем, и при личной беседе больше можно рассказать об успеваемости ученика.
В село за авторитетом
Сельский учитель пользуется своими привилегиями. У него есть возможность получения доступного жилья по программе и сельская надбавка к зарплате в 25%. Учитель химии сельской школы в среднем получает 60.000 тенге, городской учитель получает чуть больше – 85.000 – 90.000 тенге. Разница в заработной плате связана скорее с количеством преподаваемых часов, а надбавка в 25% лишь уравнивает финансовое положение двух учителей.
Учителя пользуются большим авторитетом в селе в целом, так как являются одними из немногих представителей интеллигенции. Учеников сельских школ немного проще увлечь знаниями, так как школа для них – одно из немногих мест, где можно узнать что-то новое и интересное. Но на вопрос городскому учителю, готов ли он работать в современном посёлке с газовым отоплением, интернетом и связью, ответ следует отрицательный.
– Я когда-то начинала с работы в сельской школе, – делится Ляззат Аманджановна. – Сейчас, конечно, во многих посёлках вполне современные условия, но я бы отдала предпочтение работе с детьми, которые находятся в конкурентоспособной среде, то есть в городской школе.
В классе сельской школы дети дружат, они получают знания, которые даёт им учитель, много внимания уделяют самостоятельному образованию, но они не рвутся доказать, что они могут лучше, чем другие. Хотя в городской школе ученики менее ответственно подходят к вопросу обучения, они заняты своими интересами, кружками, секциями, мероприятиями. Их сложно удивить чем-то новым. Для этого нужно годами зарабатывать учительский авторитет.
В любом случае, в условиях современного образования легче будет там, где усовершенствована материально-техническая база школы. Ребёнок получит больше знаний там, где их лучше и проще получить. Без информационных технологий невозможен прогресс, особенно в системе образования. А учитель, городской он или сельский, в любом случае остаётся главным проводником необходимых для жизни знаний.