Город будущего. Какой он?
Главный архитектор назвал основные причины, почему генплан 6-летней давности уже нельзя считать актуальным.
– Во-первых, много земельных участков, которые отведены под сельское хозяйство, не используются по целевому назначению и при этом занимают немалые территории в городе, – говорит руководитель городского отдела архитектуры и градостроительства Султан Аманчин. – Во-вторых, большое количество дачных коллективов, хаотично расположенных, где жители самовольно построили дома.
– Тогда возникает вопрос: зачем людям разрешали строить жилые объекты, где попало?
– Ситуация щепетильная… – отвечает глава архитектуры. – Это 400 дачных коллективов – огромное количество семей. Не всем по карману приобрести своё жильё. Многим некуда деваться, поэтому покупают дачные участки и там заселяются. Однако они проживают в ненормальных условиях: в шаговой доступности нет социальных объектов, необходимой инфраструктуры, отсутствуют дороги. Сейчас рассматриваем вариант переноса некоторых дачных участков в полноценные жилые зоны. Скорее всего, это будет не полностью ИЖС, а смешанная застройка. Если, к примеру, в одном коллективе около 200-300 земельных участков, и они перейдут в статус индивидуального жилищного строительства, то придётся туда протягивать инфраструктуру. При строительстве небольших малоэтажных домов мы сможем удовлетворить потребность актюбинцев в жилье. К тому же, при смешанной застройке можно поставить на первую линию бизнес-объекты. Завтра же в этих объектах будут нуждаться жители дачных коллективов.
– Допустим, частично вы решите эту проблему. Но как в дальнейшем предотвратить хаотичные постройки по всему городу?
– Проектировщики предложили определить границы застроек. То есть, чтобы предотвратить хаотичность вокруг уже имеющихся застроек по Хобдинской, Хромтауской трассе, создать автомобильную кольцевую дорогу, условно говоря, как БАКАД (Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога), и чтобы частные строения не выходили за её границы.
– В новом генеральном плане застройки города есть пункт переноса аэропорта в сторону посёлка Маржанбулак?
– Рассматривается два варианта: разворот взлётно-посадочной полосы либо новый аэропорт, – комментирует Султан Аманчин. – В старом генплане тоже была заложена реконструкция аэропорта. Решение переносить – неокончательное. Городская администрация понимает, какие будут расходы из бюджета. Но, с другой стороны, в некоторых европейских странах аэропорты расположены вообще в центре города. У них обновлённые авиапарки и исключены риски каких-либо авиакатастроф.
– Как получилось, что вокруг аэропорта всё застроили жилыми домами? Каким образом выдавались разрешение, и кто за это будет отвечать?
– При выдаче разрешения на строительство отдел архитектуры прописывает одним из требований – согласование с государственной компанией «КазАэроНавигацией». В этом заключении прописаны все нормы строительства, координатное расположение. Только после согласования и получения такого заключения застройщик принимается за работу.
О сносе районов Москвы и Курмыша
Из генплана в генплан переходит вопрос сноса старых районов частного сектора.
– Возможно, будет ещё больше таких зон, которые попадут под реконструкцию, – замечает главный архитектор. – Здесь огромную роль играет участие инвестора, который может за свои средства приобрести определённые участки (как правило, застроенные), и, согласно проекту детальной планировки, возвести свой объект бизнеса или жилья. Но многие сталкиваются с космическими ценами этих участков, поэтому им экономически нецелесообразно вкладываться, либо должно быть государственное изъятие с нашей стороны. На это потребуются большие бюджетные средства. Вопрос пока на рассмотрении.
О переименовании
Архитектор города считает, что некоторые городские районы не переименовали, а им дали новые названия.
– По сути, у этих районов были проектные, то есть рабочие наименования, например, «Нур-Сити», а внутри района уже микрорайоны по номерам, – размышляет начальник отдела архитектуры. – Я вот не приветствую, что жилой массив «Батыс» делят на 1,2,3. Должен быть один район «Батыс». Когда появятся новые улицы, уже не будут говорить: «Батыс-1», «Батыс-2», и людям будет легко находить нужный адрес. Говорить, что какие-то названия уже устаревшие, неактуальные, у меня лично язык не поворачивается. Со многими названиями улиц связана история нашего города, но окончательное решение принимает ономастическая комиссия.
Об архитектурном стиле
– На ваш взгляд, у Актобе есть свой стиль?
– Я считаю, что, когда у города один архитектурный стиль, это ошибка, – высказывается главный архитектор. – Если только это не туристический город. Актобе – разноплановый в архитектурном контексте. У нас есть старая часть города с историческими объектами, в прошлом году прошёл ремонт 9-и общественных пространств. Конечно, есть и плохие примеры. По улице Уалиханова очень много визуального мусора – пёстрые рекламные вывески. Недобросовестные предприниматели таким образом портят эстетический вид города и при этом не оплачивают налог на рекламу. Но есть и хорошие примеры. По проспекту Абилкайыр хана можно увидеть красивые коммерческие объекты. Их владельцам мы предоставили дополнительную территорию, они в свою очередь вложили средства и привели в порядок фасад и прилегающую зону. На каждую улицу, на каждый городской уголок разработана своя концепция. Мы не можем заставить предпринимателей менять фасады их объектов. Но готовы предоставить земельный участок – стройтесь, развивайтесь!