В современном искусстве Казахстана канонический внешний образ Кадыр–ата перенят с легендарного мудреца Коркыта. Именно его облик чаще копируют актёры, исполняющие эту роль. Для многих казахстанцев две легенды настолько переплелись, что Кадыр–ата нередко называют Коркыт–ата и, наоборот, персонажа из народных преданий путают с реально жившим акыном.
Мудрец Коркыт жил в 9 веке на берегу Сырдарьи. В наши дни на месте его захоронения построен мемориал, ставший центром культурного и паломнического туризма Кызылорды. В истории он оставил след как создатель кобыза, композитор и сказитель. В легендах также говорилось, что Коркыт отличался потрясающей мудростью, умел предсказывать будущее и после смерти стал покровителем людей искусства. В древних эпосах говорится, что Коркыт–ата мечтал о бессмертии. Тлен, разрушение, упадок страшили его, и так мудрец получил прозвище Коркыт, что в буквальном переводе означает «пугливый». Однако поэту удалось одолеть страх. Бессмертие он нашёл в творчестве, которое будет жить вечно. Акын завещал положить кобыз на его могилу. Ветер касался струн, и казалось, что Коркыт играет на музыкальном инструменте даже после смерти.
МНОГОЛИКИЙ МУДРЕЦ
Именно этот эпизод придал Коркыту мистическую славу, но нельзя однозначно считать его прообразом Кадыр–ата. Также главный старец Наурыза далёк и от Деда Мороза с Санта–Клаусом, манеру общения которых актёры частенько используют в детских спектаклях.
– Кадыр–ата – это собирательный образ всех мудрецов, всех предков. Нельзя сказать, что мудрец Коркыт играет тут главенствующую роль, – пояснила историк Ляйла БАЙГАНОВА. – Такие параллели возникли, когда речь зашла о бессмертии. На первый взгляд оба персонажа схожи. Мифический Кадыр–ата пробуждает природу после зимы, будто бы рождает её заново. В преданиях говорится, что даже посох в его руке расцветает. Коркыт тоже трепетно относился к любому проявлению жизни. Он радовался, когда цвёл ковыль, но тут же грустил, увидев, что молодая жизнь гибнет, выгорая на солнце. А вот называть Кадыр–ата казахским Дедом Морозом абсолютно неправильно! Это совершенно разные персонажи, и задачи у них принципиально другие.
ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – ЧУДЕСА ДАРИТЬ
Мастер сцены Сержан АМАНКУЛОВ удостоился чести стать самым первым Кадыр–ата в нашем городе.
– Впервые я создал актёрский образ Кадыр–ата в 1991 году, – вспоминает Сержан. – Тогда Казахстан обретал независимость, и учреждения культуры стали возрождать национальные традиции. Казахского театра ещё не было в Актюбинске. Сюда должна была переехать труппа из Аркалыка, но что–то не сложилось. Организационные вопросы по основанию театра управление культуры поручило мне. Мероприятия по празднованию Наурыза уже были запланированы, и в сценарии горожан должен был поздравлять Кадыр–ата. К этому времени у меня был хороший опыт работы Дедом Морозом. На мой взгляд, эти образы очень похожи. Но вот с внешностью святого старца вышло чуть сложнее. Про Кадыр–ата старики мне рассказывали, когда я был ещё ребёнком. Но никто не знал, как он выглядит. Он мог явиться к людям и белобородым стариком, и молодым мужчиной, и юношей. Книг с иллюстрациями на эту тему в девяностых не было, а если и были, то достать их было невозможно. Пришлось брать инициативу самому. Наносить грим для такого ответственного образа я никому доверил. Экспериментировал сам. Сначала сделал обычный грим старика. Нарисовал морщины, вытемнил лицо, подобрал белую бороду. Получилось неплохо, но чего–то не хватало. Так я постоянно искал интересные детали: царственную осанку, гордый наклон головы, мудрый взгляд. Целыми днями репетировал перед зеркалом. Нагрузка была страшная, но это того стоило. Когда я появился в образе на площади перед акиматом, люди остолбенели. Я услышал, они тихо переговариваются между собой, что настоящий Кадыр–ата пришёл в Актюбинск. Потом из толпы стали подходить люди, чтобы ко мне благоговейно прикоснуться.
БАТА ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА
С 1991–го ни один Наурыз не обходился без легендарного персонажа в исполнении Сержана. К каждому празднику актёр старался найти интересные мелочи, придумать новый текст для импровизаций. Уже лет десять роль Кадыр–ата на весенних праздниках исполняют другие актёры, но на особенно громких мероприятиях требовалось только ставшее классическим воплощение.
– В 2009 году мне довелось побыть Кадыр–ата даже в сентябре, – поделился Сержан. –Тогда на стадионе мы подготовили шоу–программу к визиту главы государства. По сценарию, Кадыр–ата давал бата всем присутствующим, в том числе и президенту. Чувства у меня в тот момент были очень необычные. Я вспомнил, как 14 лет назад, после президентской ёлки, Нурсултан Назарбаев похлопал меня по плечу и сказал: «Молодец, джигит!». А тут уже я в образе Кадыр–ата произношу главе государства слова благословления.
В Кадыр–ата я верю с самого детства и до сих пор. Каждый Наурыз жду, что он войдёт в мой дом. Сейчас я – художественный руководитель казахского театра, и мечтаю, чтобы наш театр стал самым сильным в республике. Не надеюсь, что Кадыр–ата просто так, без всяких моих усилий исполнит заветную мечту. Нужно больше работать, больше развиваться, и только тогда святой старец обязательно благословит.
КОСМИЧЕСКИЙ СТАРЕЦ ИЗ АСТРАЛА
За 25 лет сыграть Кадыр–ата успели многие актюбинские актёры. Образ примеряли на себя даже участники художественной самодеятельности. Также с каждым разом менялся и внешний вид персонажа. Его делали и простым стариком в чапане, и безбородым мужчиной средних лет. Креативные смельчаки создавали сказочного персонажа, используя в костюме и гриме яркие краски. Как призналась директор театра «Алакай» Асия КУРМАНАЛИНА, о легендарном старце она узнала уже в зрелом возрасте. В одном из последних эскизов Кадыр–ата вообще обрёл черты героя «фэнтези».
– Мне, как художнику по костюмам, важнее цветовая гамма и то настроение, которое дарит людям персонаж, – рассказала Асия. – Ещё важно, как костюм будет смотреться на сцене или на улице. В последнем, фэнтезийном эскизе я подбирала оттенки интуитивно, не отвлекаясь на символику. Хотелось чего–то от язычества, чего–то – от восприятия древними космоса. Ведь Кадыр–ата приходит к людям откуда–то из глубин астрала.
Владислав КОЖУХАРЬ,