Глас вопиющего народа
Первым о поднятии тарифов за услуги заговорил "КазТрансГаз Аймак". В январе 2017-го компания завела разговор о том, что неплохо было бы поднять цены розничной торговли на 19%. К лету поставщики опять решили, что актюбинцы платят за газ мало, и попросили поднять цены хотя бы на 10%. Потом решило поднять цены и АО «Трансэнерго». Тепло могло подорожать на 13% ещё с 1 ноября. Новые тарифы появились из-за того, что подорожало голубое топливо. Благодаря вмешательству антимонопольного комитета, актюбинцы получили отсрочку до нового года, и цена поднялась всего на 10%.
Самые реальные аргументы для подорожания нашлись у АО «Актобе–ТЭЦ». Доводы руководства при этом приводились вполне весомые. Например, чтобы бесперебойно обеспечить теплом актюбинцев, нужно обновить оборудование, а ещё лучше – в целом модернизировать систему.
Деньги давай! Керосинка покупать буду!
Актюбинская ТЭЦ работает с 1943 года и с нынешними реалиями справляется с трудом.
– Повышение тарифа основано, в первую очередь, на том, что наше котельное оборудование уже выработало все свои нормативные сроки ресурсов. Просто необходимо начать их замену. Также с 2014–го года поднялись цены на топливо. Сейчас мы практически не в состоянии исполнять какие–либо обязательства. Нам не хватает финансовых средств, – прокомментировал заявку первый заместителя председателя правления АО «Актобе ТЭЦ» Рахим МУХАМЕДГАЛИЕВ. – Чтобы исправить ситуацию, нужно построить две новые газотурбинные установки с котлами–утилизаторами. Также нужен новый котлоагрегат. Только их строительство обойдётся в полтора миллиарда тенге.
Поэтому, не особо скромничая, тепловики попросили поднять цены на 85%.
Бурильщика не обманешь, он нюхом чует
Как только пришёл 2018-й, монополисты поспешили "обрадовать" актюбинцев. Теплоэнергетики повысили тариф на 29%. "Акбулак" добавил 3% за водоснабжение, 7,3% – за канализацию. За электричество теперь горожане платят на 13,5% больше. Для населения эта наценка снижена до 10%. А газ подорожал на 8%. По статистике, актюбинцев это не слишком разорило. Согласно сухим данным, при нормальной экономии каждый горожанин обеднеет всего на 800-1.000 тенге. Но в реальной жизни цифры получаются немного другие.
Андрей, житель улицы Коктем (Весенняя), с технической стороной вопроса газоснабжения знаком не понаслышке. Несколько десятилетий он проработал бурильщиком на газовом месторождении, и новые тарифы его, мягко говоря, смущают.
– Во-первых, нам для отопления подают попутный газ. Это даже неспециалист может понять по запаху, копоти и цвету пламени. В таком газе много примесей, он неочищен, и поэтому очень дешёвый для производителя. В советское время его попросту сжигали тут же, на месторождении, сейчас научились делать на этом деньги. Во-вторых, он не даёт столько тепла при сгорании, как очищенный. В результате получается, что печка горит на всю мощность, а в доме холодно. В-третьих, сам принцип работы газового счётчика. Он же не учитывает состав того, что идёт по трубам. Гони хоть попутный газ, хоть метан, хоть воздух, платить будем одинаково. Я понимаю, что там необходимо новое оборудование, что нужно менять сети, но причём тут мы, простые пользователи? Мы исправно платим за потреблённое, какое нам дело до того, как это всё поступило в дом? – недоумевает мужчина.
Сейчас бурильщик временно остался без работы. Опыт конца перестройки и лихих 90-ых научил выживать в любых условиях. Оплачивать счета пока помогает накопленное на чёрный день. Чёрный день наступил, когда пришли новые квитанции.
Пока есть такая возможность, Андрей не ставит прибор учёта газа. Сумма набегает немаленькая, около 8.000 тенге в месяц. С фактически оказанными услугами у Андрея не складываются отношения. Недавно на Весенней поменяли столбы линии электропередач и частично – уличные провода. Казалось бы, новость радостная, но вскоре от коммунальщиков пришёл сюрприз.
– Мне заявили, что при замене перепутали фазы. И счётчик теперь показывал неправильно. Попросили всё пересчитать, – поделился Андрей. – Я, конечно, отказался. Счётчик исправен, пломба цела, но я почему–то должен ломать голову из-за чужой ошибки.
Вопросы без ответа
У жителя пятиэтажки по улице Алтынсарина Сергея ГОЛТАЕВА новые тарифы вызвали настоящий шок. Дело в том, что Сергей – инвалид 3-ей группы, и жил он на скромную пенсию. Сердобольные соседи помогли ему найти подработку в этом же доме. За 10.000 тенге. Нужно следить за канализационными трубами в подвале и по мере возможности устранять неполадки. Иногда бабульки подкидывали и шабашки. Например, сменить кран на кухне. Оплачивалась подобная работа примерно в 500 тенге. Сколько ещё может заплатить одинокая пенсионерка? Этого хватало на сносное существование. Иногда получалось даже побаловать дочку «Сникерсом». Но новые тарифы заставили семью воздержаться от лакомства. Беда не приходит одна. С бумагами на продление инвалидности вышло недоразумение, их почему-то не приняли. Инвалид остался без пособия. Из 10.000 зарплаты 3.500 уходят на комуслуги. Это при самой жёсткой экономии. Теперь денег нет не то чтобы на «Сникерс» для дочери, но и на проезд в автобусе, чтобы побегать по инстанциям, пытаясь восстановить пенсию.
– Комуслуги я вовремя оплачиваю. Что мне ещё остается? В новые долги влезть? Шабашек больше не стало. Экономия? Я и так уже ем один раз в день, похудел донельзя, на чём ещё экономить? Надо через суд решать проблемы с пенсией, а какой суд, когда у меня даже 55 тенге на автобус нет, туда доехать. Вопросов много. Но самый главный вопрос, я хочу задать нашим властям. Каждый раз к нам в город приезжают высокие гости, проверяют, как нам живётся. Что же они проверяют? Почему не выйдут к простому народу, такому, как я? – возмущается Сергей.
О будущем думать надо
В антимонопольном комитете причины повышения тарифов назвали не только законными, но и вполне обоснованными. Дело в том, что разница в сумме, которую естественные монополисты получат после подорожания, должна пойти на модернизацию сетей и оборудования. Это происходит в рамках инвестиционных программ, которые позволят впоследствии облегчить жизнь не только коммунальщикам, но и всем горожанам. Ведь кроме реализованного газа, электричества и воды, в расходы монополистов входят и аварийные работы, а также потери. Другими словами, антимонопольщики убеждены, что ни один тенге переплаты не оседает в карманах коммунальщиков.
– Модернизация и реконструкция сетей, установка нового оборудования приведут к экономии природных ресурсов и должны дать технический эффект. На ТЭЦ стоят совсем древние котлы, которым по 60-70 лет. Неудивительно, что из-за такого оснащения ресурсы могут уйти впустую. А сколько сетей находятся в аварийном состоянии? Модернизация уже даёт результат. Например, возьмём расходы по доставке электричества населению. Раньше потери составляли 15,2%. Только за прошлый год удалось сократить эти показатели на 2%. До 1-го мая АО «Акбулак», АО «Трансэнерго», ТОО «Энергосистема» должны будут представить нам отчёт, о том, как были освоены полученные средства, и как это сказалось на качестве услуг. Такие факторы, как инфляция, тут тоже учитываются. В этом случае проходит рефинансирование, – прокомментировал ситуацию заместитель руководителя отдела регулирования естественных монополий и цен антимонопольного департамента Нурлан БУЛАТБАЕВ (на фото).
Человек человеку не волк, а – мистер волк
В большинстве зарубежных стран поставщики коммунальных услуг находятся в частных руках, но у простого абонента всегда есть выбор: услугами какой именно компании лучше всего воспользоваться.
Например, в Великобритании любой желающий бизнесмен, при наличии средств, может открыть собственную электростанцию. За качество её услуг абонент голосует своим фунтом стерлингов. Здоровая конкуренция не позволяет задирать цены на тарифы. На внедрение этой системы ушло 15 лет.
В некоторых штатах США обслуживание каждого сектора распределено между частными компаниями. То есть, за обслуживание оборудования на электростанции несёт ответственность одна фирма, за состояние уличных сетей – другая, а то и несколько, а за внутридомовой проводки – третья. Даже одной жалобы достаточно, чтобы обслуживающую фирму лишили лицензии. На её место готовы прийти 10 других.
Вот только с неплательщиками там поступают жёстко. Пара неоплаченных киловатт грозит судебными исками. Зато исправно платящий жилец сам диктует свои условия.
У нас же глас народа тоже учитывается. Но формально, для галочки. На общественных слушаниях по поводу повышения тарифов любой общественный деятель может повозмущаться, и его там охотно выслушают. Но дальше этого дело не пойдёт.