Дорога, полная обмана
– Я сдаю в аренду свой легковой автомобиль по доверенности, – рассказывает Екатерина КОРКИНА. – В декабре прошлого года арендатор на моём авто угодил в ДТП. На место происшествия приехала я и сотрудники ГАИ. Арендатор в происшествии был не виноват: его подрезал другой автомобиль и повредил на моей машине капот, крыло, фару освещения и поворотник. Ущерб был не самый значительный, и авто сохранилось в рабочем состоянии. Подрезавший водитель свою вину отрицать не стал. Однако сотрудники ГАИ посоветовали обеим сторонам происшествия решить всё мирным путём без выписывания штрафов, так как тому виновному водителю грозило лишение прав. Мы, как потерпевшие, согласились на компенсацию в размере 150.000 тенге, которую виновник сразу выплатил, и мы задокументировали примирение сторон в отделе ГАИ. После чего разъехались.
Однако история на этом не закончилась. На следующий день знакомые Екатерины прислали ей по телефону скриншот чата одной водительской группы в мессенджере, куда было выложено фото её покорёженного арендуемого авто с места вышеописанного ДТП. К фотографии прилагались несколько комментариев с фразами «мошенники», «Бог вам судья».
– Тем, кто выложил фотографию моего авто с чётко различимым госномером и гневные речи к ней, оказался тот самый виновник ДТП! – негодует Екатерина. – Он в своих комментариях призывал всех остерегаться меня, как провокатора дорожных аварий: якобы мы специально подрезали его машину и вынудили заплатить деньги! Может быть, он действительно в это верил, потому что ранее марка моей машины фигурировала в дорожных подставах. Но на самом-то деле я в подобных делах не участвую и невиновна. Получается, меня попросту оклеветали.
«Хотела как лучше, а получилось как всегда»
После прогулок по мессенджерам фото несчастного автомобиля оказалось в статье одной инстаграм-блогерши с большим количеством подписчиков.
– В этой статье про дорожные подставы хозяину авто, то бишь мне, была приписана вина в умышленном подстроении дорожно-транспортного происшествия, – вспоминает Екатерина. – Вина эта была приписана мне со слов того истинного виновника и без наличия требуемых доказательств.
После обращений Екатерины к данной блогерше статья была удалена, но потерпевшая наняла адвоката, и начался суд с целью привлечения виновника ДТП к административной ответственности по статье «Клевета». После начала разбирательств виновный водитель на связь так и не вышел. Вскоре начались печально известные всем митинги, так что судебное дело, по словам Екатерины, затянулось и до сих пор не завершилось.
– Даже если и есть люди, которые катаются по городу и подстраивают аварии, к ним в ловушку не попасть, если просто ехать по правилам, – считает Екатерина Коркина. – Банальное незнание ПДД, на мой взгляд, и становится причиной многих ДТП. Вот и тот виновник оправдал своё несоблюдение правил движения моей, якобы, автоподставой. Жалко, что у нас видеорегистратора не оказалось, чтобы момент аварии зафиксировать. Но даже и при его наличии что мы могли сделать, если виновник сам по себе нехороший человек, который сперва умоляет меня за деньги всё на месте развести, а потом в тот же вечер в интернете рассказывает, что я – подставщик?!
Мне следовало решать всё без примирения. Пусть бы ему штраф, как положено, выписали и лишили прав, а я всё равно по страховке бы больше получила в качестве компенсации. просто по-человечески пошла навстречу. Видимо, он так решил мне отомстить за свои финансовые расходы. А теперь если суд не докажет его вину в клевете, то, получается, все мои судебные издержки пошли прахом.
Протокол всему голова
– Чтобы не допускать подобных фактов клеветы, потерпевшей стороне следовало сразу без примирения настаивать на составлении протокола и оформлении ДТП через суд, где потом требовать компенсации ущерба, – объясняет адвокат Нурбек АЛЬЖАНОВ. – Теперь же, когда примирение сторон задокументировано, то обращение в суд по факту клеветы имеет смысл, если все три её признака доказуемы. Клевета признаётся судом, когда сведения о потерпевшем ложны, не имели места и порочат его честь и репутацию.
Удовлетворит ли судья требования потерпевших, зависит от полноты предоставленных с их стороны доказательств. Ответчик, в свою очередь, тоже может предоставить доводы своей версии и если он этого не сделает, то суд будет рассматривать дело только на основании того, что есть. Впрочем, так как это гражданское судебное дело, то виновник имеет право на суд и не являться. Однако ему следует иметь в виду, что так он ставит себя в более проигрышное положение. На этот счёт автовладельцам рекомендуют не только документировать факт ДТП в дорожной полиции, но и иметь на своём транспорте фронтальный и тыловой видеорегистратор; или же записывать всё, что происходило после ДТП, на телефон, чтобы виновник потерял желание в дальнейшем выдвигать свои версии аварии.
Качественный регистратор нервы сбережёт
После попадания в ДТП адвокаты советуют не выходить из машины и сразу вызывать полицию. А вот наличие качественного видеорегистратора избавит участников ДТП от хождения по месту происшествия и записывания всего на камеру смартфона.
Важную роль при покупке регистратора играет угол обзора его камеры, который варьируется от 40° до 150°. Общепринятой нормой считается угол в 120°, который позволяет охватить широкий сектор не только спереди, но и по бокам от автомобиля. Производители регистраторов часто лукавят, и заявляемый угол в 120° достигается не по ширине экрана, а по его диагонали. Стоит отметить, что наличие экрана у регистратора не столь важно, так как при детальном рассмотрении момента ДТП всё равно будет использоваться более крупный экран на компьютере.
В продаже есть регистраторы, которые могут записывать видео не только с 1-2, но даже с 4 камер, тем самым позволяя вести полный круговой мониторинг вокруг и внутри автомобиля. Но их основной недостаток – высокая стоимость не только самого набора видеорегистратора (блок управления/записи + выносные камеры), но и затраты на установку такого регистратора в автомобиле.
При покупке регистратора следует обращать внимание на его видеоразрешение. Оптимально выбирать формат HD (720Р или 1.280:720 пикселей), который чётко отражает госномера машин-участниц ДТП, и вес видеороликов в данном формате получается не слишком большим, тем самым позволяя записывать больше видео.
Некоторые регистраторы обладают функцией G-сенсора. Эта опция представляет собой встроенный трёхосевой датчик удара, срабатывающий при каком-либо резком толчке (например, удар при ДТП), включающий функцию записи информации в специальную «нестираемую» папку на памяти регистратора, что может пригодиться в случаях, когда возникает риск утери данных с места аварии.
Самые сбалансированные по вышеизложенным характеристикам модели обойдутся водителю в среднем в 30.000 тенге.