Дай газу!
Из 3,8 млн автомобилей, зарегистрированных в Казахстане, только 3,9 тысячи машин ездят на газе, а ещё 296,6 тысячи водителей установили оборудование, позволяющее ездить и на газе, и на другом виде топлива, в зависимости от обстоятельств. Другими словами, от повышения цен на газ так или иначе пострадало только 8% водителей.
Самый высокий рост цен на горючее был обнаружен в Петропавловске (на 26,2% относительно прошлого года), Астане (25,4%), Павлодаре (25,3%) и, особенно, Уральске (28,2%). Тем не менее, именно эти города пережили январские мятежи относительно спокойно.
В регионах же, особенно пострадавших от беспорядков, по злой иронии судьбы цены на ГСМ поднялись ниже всего. Так, в Актау топливо подорожало на 21%, в Алматы – на 21,8%, в южных областях на 22-23%. Исключением стал разве что Актобе. У нас ГСМ выросли в цене на 24,2%.
Правда, из-за скачков цен на бензин и дизельное топливо всё больше водителей стали устанавливать на свои авто газобаллонное оборудование. Только за последние 5 лет количество машин на смешанном топливе выросло в 2,7 раза, а полностью перешли на газ около 5% водителей. Другими словами, водители хоть как-то пытались приспособиться к новым реалиям, но необоснованное подорожание газа стало последней каплей, переполнившей чашу терпения.
Ни себе, ни людям
Любопытные данные можно найти в отчётах экологов. Как выяснили международные независимые эксперты, в нашей стране ежегодно сгорает 2,4 млрд кубометров газа.
По данным со спутника управления атмосферных явлений США, на территории Казахстана больше всего драгоценного газа сжигают именно в Мангыстау и Актобе.
– Производство нефти необязательно ведёт к увеличению объёмов сжигания газа, если операторы предпринимают меры по его утилизации или консервации, – считает старший специалист по коммуникациям глобальной практики по энергетике и добывающему сектору Всемирного банка Зубин БАМЖИ. – Также нужно отметить, что месторождения Тенгиз, Кашаган и Карачаганак имеют обширные установленные мощности по утилизации газа и являются сравнительно небольшими источниками его сжигания.
Справедливости ради, нужно отметить, что экологов из США больше интересовал не тот факт, что казахстанские нефтедобывающие компании в буквальном смысле пускают на ветер миллионы долларов, а уровень загрязнения атмосферы от газовых факелов, которое вредит всей Земле. Но отчёт от этого только выиграл, став максимально объективным.
Теперь становится ясно, почему жители Жанаозеня и Актобе более болезненно восприняли подорожание газа. Многие из вышедших на митинг своими глазами видели, как попусту сжигается то, за что с них хотят содрать вдвое дороже.
Фитилёк-то прикрути, коптит
Обосновывая повышение цен на газ, нефтеперерабатывающие компании приводили аргументы, будто у соседей голубое топливо стоит ещё дороже. Действительно, в начале января в России литр сжиженного газа продавался на заправках по 27 рублей (154 тенге), и даже после сумасшедшего подорожания наш всё равно стоил дешевле российского: 120 тенге, то есть 21 рубль за литр.
Однако поставщики газа кое-что недосказали. Россия занимает второе место в мире по добыче газа. За год там из недр добывают 636 млрд кубометров, то есть 17,3% от всех мировых поставок. У Казахстана цифры гораздо скромнее, всего 27 млрд кубов, то есть 0,7% от мирового объёма. Тем не менее, наша страна экспортирует в Россию 1,7 млрд кубов в год и 5 млрд кубов – в Китай. Обе страны, куда идёт казахстанский газ, выбились в лидеры по поставкам голубого топлива за границу, только не по объёмам, а в денежном эквиваленте. Другими словами, Россия и Китай покупают у нас газ подешевле, а продают подороже.
Совпадение? Не думаю!
В конце декабря спрос на газ в Европе увеличился и котировки на голубое топливо заметно выросли.
Случайно или нет, это совпало с тем, что казахстанским нефтепромышленникам стало можно регулировать отпускные цены по биржевым котировкам, а не ждать разрешения от государства. Это привело к тому, что выгоднее отправлять как можно больше газа соседям, у которых и своего добра полно. Соседи, в свою очередь, перепродают казахстанский газ туда, где он ещё дороже, то есть в ЕС. Напрямую сделать это сложно из-за санкционной политики против РФ, но 40% газа в Европу поступает из России. Так что приходится гнать голубое топливо через страны-посредники, например, Беларусь. Это явно не способствует снижению цен.
Финансовые эксперты ещё в 2014-ом, то есть сразу после того, как Крым стал российским, предупреждали, что ситуация рано или поздно сложится таким образом, но тогда от них отмахивались.
В результате расплачиваться за чьи-то политические амбиции едва не пришлось простым казахстанцам.
Лучше поздно, чем никогда
Казахстан может и обогреть Европу, и дать подзаработать России с Китаем, и сохранить цены на газ на прежнем уровне. Обидно, что он этого не делает.
В 2018-ом году у нас в стране случился газовый бум. Тогда было добыто 55 млрд кубометров газа, что вдвое больше, чем обычно. Это, казалось бы, радостное событие, поставило крест на нескольких амбициозных проектах по переработке голубого топлива.
Естественно, что газом, который горит в факелах, нельзя заправить автомобиль. Для этого требуется комплекс мер по его очистке, переработке и транспортировке. Тем более, что газа так много, что даже сжигать его в факелах выгоднее, чем строить заводы по переработке, которые будут окупаться десятилетиями.
Сейчас Казахстан подписал с российскими «Роснано» и «Синтез-Капитал» соглашение о соинвестировании с целью создания платформы для совместной реализации химических проектов на территории РК.
Общая стоимость проекта составляет 84 млрд тенге. Если проект воплотится в жизнь, то снизится себестоимость не только газа, но и ряда других нефтепродуктов. Кроме того, новые предприятия снизят количество выбросов от попусту сжигаемого газа, что, несомненно, улучшит экологическую обстановку в стране.
Жаль только, что этот проект опоздал как минимум на 4 года. Если бы он был воплощён в жизнь ранее, то, скорее всего, и не было бы мятежного января.