Дальнобойщики застряли на Украине
Миллионные убытки
Дальнобойщики, которые не успели пересечь украинскую границу до начала боевых действий, теперь вынуждены ждать помощи и сторожить свою технику на трассах промышленной зоны. Грузы, которые доставлялись из самой Украины, были возвращены обратно в пункты выдачи. По фактам всех задержек доставки в палате пообещали помочь перевозчикам с выдачей документальных заключений о форс-мажорной ситуации.
– Больше 100 грузовиков с продуктами ежемесячно выезжает с Украины в Казахстан, – говорит директор ТОО «Бекас» Берик ЖИЕНКУЛОВ. – Наша компания по всему Казахстану развозит 30 машин в месяц, объёмом товара в 20 тонн каждая. Возим сырную продукцию. Естественно, теперь всё встало, а сыр дорожать будет. Стоимость одной машины вместе с прицепом составляет 70.000.000 тенге. А продукции в ней может быть на 40.000.000 – 50.000.000 тенге, в зависимости от вида сыра. Проблема ещё и в том, что мы взяли часть предоплаты с заказчиков, теперь нужно будет как-то возмещать.
У моей фирмы застряло две фуры: одна – в Дубне, другая – в Киеве. Первая машина стоит на промзоне, которую уже бомбят. Сейчас транспорт разгружен, чтобы обезопасить водителя от мародёрства. Боевых действий в городе нет, но эвакуация идёт, и жители, естественно, озлоблены – кто знает, чего от них можно ожидать. Застрявшим водителям мы отправляем деньги, чтобы они могли там еду себе покупать. К слову, в Дубне продукты уже не продаются, и отпускаются только на военные нужды.
Предоставлены сами себе
– 25 февраля национальная палата направила письма в министерства иностранных дел, торговли и инфраструктурного развития с просьбой проработать с российской, белорусской, украинской, польской и другими сторонами вопрос обеспечения "зелёного коридора" для выезда казахстанских перевозчиков с территории Украины. И тут необходим переговорный процесс, – говорит заместитель директора региональной палаты предпринимателей Руслан КУЙШИНОВ. – Связь с водителями поддерживается постоянно. Я вчера позвонил одному из них – Павлу Данилову. Он сказал, что его здоровью пока ничего не угрожает, и проблем с продуктами питания нет. На момент разговора Павел находился в своей фуре, и на мой вопрос: «Могут ли военные безопасно сопроводить его и остальных водителей до границы» – он ответил, что пока такой вариант не рассматривается. Мы же, в свою очередь, инициировали сбор данных о застрявших дальнобойщиках. Свои геолокационные данные они могут направлять на номер колл-центра национальной палаты предпринимателей.
Ситуация с пересечением границы особенно осложняется для загруженных фур, ведь им требуются сопроводительные и прочие документы. Например, есть водители, которые успели загрузиться товаром, но не успели его затаможить, и в будущем даже при наличии «зелёного коридора» они рискуют застрять на границе. Также есть и автомобили с неполным комплектом запчастей и прочего, что также затормаживает процесс выезда. В палате предпринимателей ищут пути решения подобных нюансов.
«Мяч в одни ворота»
Между тем актюбинские перевозчики сетуют на отсутствие обратной связи с государственными органами.
– У моей фирмы два грузовика не успели покинуть Украину, они должны были доставить в Актобе конфеты, – рассказывает руководитель ТОО "MR-Logistic Group" Рустам МАРТАСОВ. – Нам нужно понимать, как действовать дальше: мы не знаем, куда застрявшим водителям ехать, открыты ли границы Украины с Россией или с Белоруссией. И при этом наше государство никаких разъяснений с нами не провело. Но ведь хоть какой-то ответ должен от них последовать? А так получается, что мяч летит только в одни ворота. На фоне нашего незнания мы не можем и застрявшим водителям какие-либо инструкции давать. Например, мы не можем им сказать собраться всем в одном месте, ведь кто знает, как конфликт может проиграться дальше: вдруг появится риск гибели дальнобойщиков.
Я думаю, что руководство нашей страны всё-таки может договориться с конфликтующими сторонами о выводе дальнобойщиков с горячей точки. В свою очередь, мы могли бы предоставить дополнительные места в своих фурах для других застрявших казахстанцев и привезти их домой. Ведь это общая беда, а кабины у грузовиков большие.