1 сентября опять по-новому
Когда слушаешь учителей и специалистов городского отдела образования, создаётся впечатление, что они сами с трудом понимают, чего от них хотят. Они точно знают сроки, указания и условия, но как это воплотить и что из этого вообще может выйти – понимают с трудом.
На элементарные вопросы, требующие ответа «да» или «нет», придумывают какие–то оправдания и непонятные объяснения. В начале августа родители учеников, да и сами учителя, хотят знать, когда начнётся учебный год. Одни говорят, что 1 сентября праздник отменяется по приказу министерства, другие говорят, что пока принятого решения не было, и когда идти детям в школу – будет известно позже.
Согласно приказу «Об определении начала, продолжительности и каникулярных периодов 2017–2018 учебного года в организациях среднего образования», началом учебного года принято считать 1 сентября. Однако выпавшие на праздничные дни занятия переносятся на другие дни. Таким образом, выпавшее на день мусульманского праздника Курбан Айт 1 сентября переносится на следующий день.
Ученики предшкольных классов будут учиться 32 недели, первых классов – 33 недели, 2–11 классов – 34 недели.
Отдыхать школьники будут 7 дней осенью (с 30 октября по 5 ноября), 10 дней зимой – с 29 декабря по 7 января, 13 дней весной – с 21 марта до 2 апреля. Ученики предшкольных классов отдохнут больше: зимой – 14 дней и весной – 15 дней. Кроме того и первоклашки, и ученики предшкольных классов отдохнут дополнительно с 5 февраля по 11 февраля.
Всё почти так же, но по–новому
Учителя давно заметили в системе образования такую тенденцию, что в новом учебном году обязательно хотят что–то сделать по–новому. Возмущению о постоянном переиздании учебников нет предела. И вот в этом году, как по сценарию, вновь переизданы учебники 2, 5, 7 классов. Так как эти классы будут обучаться по обновлённой программе.
Учителя только начинают привыкать к новому изданию, находить ошибки, выделять их для себя, обходить или менять на лучшие варианты, как для них подготовили новый «сюрприз».
– В прошлом году учебники первым классам раздавались бесплатно, – говорят в горОО. – Ученики 2, 5, 7 классов покупали книги, так как государство не рисковало закупать их, в связи с запланированным в этом году переизданием. Теперь же новыми книгами по основным предметам намерены обеспечить всех. Однако 9 классам придётся приобрести учебники самостоятельно. Они планируются переиздаваться на следующий год, поэтому государство будет обеспечивать этими учебниками только после обновления. В школьных библиотеках будут учебники за 9 класс, но они рассчитаны для малообеспеченных детей.
А родители вместе с тем продолжают возмущаться, почему такие высокие цены на учебники и когда закончится эта неразбериха. В горОО ответили, что за цены они точно не отвечают – они лишь приводят в исполнение приказы из министерства. А вот какие приказы необходимо воплотить в реальность и как это сделать бесконфликтно, будет известно только через месяц.
В сентябре можно будет увидеть, как будут бороться с учениками 1 и 2 классов, которые не купили форму по единому образцу. В сентябре можно увидеть, кому и какие учебники достались, и в каких условиях учатся некоторые классы. Почему некоторые? Потому что в этом году лишь некоторые классы будут заниматься по новой обновлённой программе.
Школьная рулетка
С этого года экспериментальными стали 5 и 7 классы. В этих классах выборочно будут преподаваться предметы на трёх языках.
Для этого учителя проходили 3–месячные курсы. 3 месяца! По мнению министерства, этого времени должно было хватить учителю информатики или алгебры, чтобы научить детей их предмету на трёх языках.
Если раньше ученики просто не знали, как найти гипотенузу, то теперь они не будут знать, как её найти на трёх языках. Комичность ситуации зашкаливает. Но не было бы так смешно, если бы не было так грустно.
Конечно, каждый здравомыслящий понимает, что ни один учитель не сможет за такой период научиться учить детей на трёх языках. Очевидно, что это всего лишь эксперимент. Но только к чему эти эксперименты приведут? Тем более, когда они выпадают на школьников выборочно.
В прошлом году отменили букварь для «первышей» и решили, что детям важнее выучить слово на нескольких языках, чем буквы, из которых оно состоит.
Теперь у нас целое поколение, которое уверенно заявляет, что «яблоко» – это «алма» и «apple», но на какую букву оно начинается и как правильно пишется, они не знают. Эксперимент прошёл не гладко, родители возмущались, букварь решили вернуть.
Уверенно заявили в прошлом году, что школам пора переходить на 12–летнее обучение. 11 актюбинских школ пошли на этот шаг. Но в чём отличие от 11–летнего обучения и ограничилась ли 12–летка только началом работы предшкольного класса – объяснить оказалось сложно.
Как стало известно, в нулевом классе детей будут знакомить с буквами, чтобы в первом они спокойно могли учить слова на английском, русском и казахском языках. То есть новая система с 12–летним образованием – это добавление нулевого класса, где детям успеют объяснить для чего они пришли в школу. А сколько разработок было…
Зато у нас на пороге новое поколение 5–х и 7–х классов, которое вроде ещё помнит, как писать «яблоко», но не совсем понимает, что тангенсы и котангенсы можно вычислить на нескольких языках, и получится одно и то же, только как–то по–новому.
Учить есть кого, учить некому
Всё это звучит страшно и непонятно. Мы оставляем пробелы в знаниях, которые, в свою очередь, делают целые дыры в поколениях. Методом проб и ошибок (эта формулировка не очень нравится специалистам из городского отдела образования!) мы пытаемся найти ключ к образованному поколению.
Пытаемся разобраться в глобальном и в видимом, упуская детали и подводные камни. Внедряем новые школьные формы в клеточку, забывая спросить у ребёнка, чему он научился за прошлый год. Рекламируем новые компьютерные технологии в кабинетах, не замечая, что учебники по своей «непонятной» программе учат детей совершенно не тому, что нужно. Планируем обучать детей на трёх языках, когда в школах не хватает по 9 учителей начальных классов.
В русскоязычных школах проблема отсутствия учителей начальных классов стоит остро не первый год. В школах не хватает по 7–9 учителей. Имеющиеся, ещё не сбежавшие от этой системы образования, учителя берут по два начальных класса. Их заваливают дополнительной бумажной работой, объяснительными, отчётами, курсами, нововведениями. Каждый год пугают новыми проверками, новыми программами и учебниками. От этого «нового» учителей уже в дрожь бросает.
Современные учителя сбегают не от детей, а от несправедливо оплаченного труда, от постоянной загруженности и от новых «внедрений».
Те, кто решил положить жизнь на работу в школе и переживает за будущее поколение, научились обходить проблемные стороны новых программ, прибегая к старым проверенным опытом методам советского образования. Делают для отчётности характеристики уроков и результатов, а сами стараются изо всех сил, чтобы не упустить это новое поколение. На таких учителях пока и держится вся наша школьная система.