Мы все потерялись…
Спектакль проходил в малом зале актюбинского областного театра драмы. Вы заметили, как у нас народ стал активно ходить на все культурные мероприятия, будь то «Ночь в музее», концерт в День города или выставка? Видимо, после карантинов люди пытаются наверстать упущенное время, когда все сидели взаперти. Вот и на премьеру в театре пришло очень много зрителей. Малый зал рассчитан всего на 50 мест, поэтому пришлось ещё расставлять стулья, чтобы всех вместить.
На сцене создали атмосферу увеселительного заведения: барная стойка, гитара, несколько столиков. Мягкий обволакивающий свет софитов располагал сесть, расслабиться в этот пятничный вечер, пропустить стаканчик… кофе. Да, зрители тоже были посетителями «бара», и артисты предлагали всем, кто переступил порог, кофе в пластиковых стаканчиках за 200 тенге. Скажем честно: кофеёк, как и полагается в таких заведениях, был не самых отборных сортов. И только верёвки, которые угрожающе свисали с потолка, как бы предупреждали, что здесь не всё так радужно.
А в ответ – тишина?
Спектакль поставлен по пьесе армянского драматурга Уильяма САРОЯНА. Главный герой – игрок, безымянный мечтатель и бродяга (Максим ВИНС), который влип в нехорошую историю и попадает за решётку. Он кричит: «Эй, кто-нибудь!» и на его зов приходит девушка Эмили (Серафима ПРИСТАВКА). Ведь «обязательно должен найтись человек, который любит тебя, даже если ты плохой». Но смогут ли две души-одиночки противостоять беспощадной системе? «Эй, кто-нибудь!» – это крик в пустоту отчаявшегося человека. Кроме двух главных героев, в спектакле есть наблюдатели, которые моментами выходят из тени и размышляют о жизни.
– Моего героя нельзя однозначно назвать положительным или отрицательным, – делится своими мыслями актёр театра Максим Винс. – Он меняется в течение пьесы. Персонаж – очень закрытый человек, и агрессией он компенсирует свою закрытость. Очень интересная режиссёрская задумка. Мы долго репетировали, экспериментировали с разными формами, пока не нашли то, что нужно.
Интересно, что на репетиции спектакля ушло целых 7 месяцев.
– Много всяких проблем, всё затянулось с этим ремонтом, – говорит режиссёр-постановщик спектакля Женисбек КАЛКАБЕКОВ. – А с другой стороны, за это время мы «отточили» спектакль. Материал очень интересный, два состава главных героев (второй состав: Нариман Костыр и Руфина Ибрагимова-Кылосова) и три состава – всех остальных, много интерактива. Нам предлагали играть спектакль на большой зал, но я отказался, потому что он потеряется.
– В конце спектакля все герои танцуют в чёрных масках – это напоминание о коронавирусе?
– Пьеса была написана в военное время и перекликается с сегодняшним днём, когда смешались пандемия с войной. Люди потерялись. И хотелось передать это состояние потерянности, мы же сами сейчас все потеряны! Сначала хотели дать право решать залу, какую они выберут концовку. А если зал проголосует за хэппи-энд, тогда всё пропадает. Вот почему Ромео и Джульетта умирают?
– История с драматическим концом всегда запоминается больше…
– Со следующего дня у Ромео и Джульетты начинается бытовая жизнь. Никому уже неинтересно, вспыхнула любовь – и на этом закончить. А я считаю, что Уильям Сароян – драматург шекспировского уровня, такие глобальные вещи поднимает в таком простом материале! В 70-80-е эта пьеса была очень популярна. И спустя столько лет она снова про нас, про сегодняшний день.