Если видишь на картине…
Уроки современного искусства – именно так можно гораздо проще обозначить новый предмет в школьном расписании. Преподаватели из НИШ уже поделились комментариями по поводу того, как именно будут проходить подобные занятия:
– Начиная с первого класса, школьники будут изучать новые виды искусства, например, Land Art, подразумевающий работу с природными материалами, – объяснила журналистам учитель НИШ Гулира ДЮСЕНОВА. – Ребята акцентируют внимание на форму, размер и цвет. То есть, используя форму, они создают различные изображения. Если они используют размер, к примеру, камней, то начинают чувствовать нюансы размеров. Камни могут быть вроде бы одинаковыми по цвету, но оттенки у них разные, ребята изучают тона – темнее, светлее. И всё это обычные камни, их можно найти на берегу любого водоёма. Иногда дети привозят их с отдыха. Можно найти и строительным материалам применение, даже щебёнке, чтобы создать образы. В этом и заключается смысл искусства Land Art: используя обычные природные материалы, создавать необычные работы.
Приверженцы классических методов образования к нововведению относятся с известной долей опаски. При неверном подходе можно значительно повлиять на воспитание и развитие детей, а такие ошибки исправляются очень тяжело.
– Существует целая наука – психология детского творчества, – рассказывает искусствовед Инна КЛЯВИНА. – К сожалению, у нас очень часто какие-то новые программы, предметы или учебники придумывают неспециалисты. Они не знают ни возрастных, ни психологических особенностей детей. Ребёнок видит предметы каждый в отдельности и плоско. И цвета видит локальными, яркими, чистыми. С оттенками он только потом начинает разбираться. У него конкретно образное мышление, потом формируется пространственное, и только потом – абстрактное.
А между тем эксперименты с восприятием и образованием негативно сказываются на самих подопытных. К современному искусству нужно идти постепенно, дать ребёнку основу, а уже потом усложнять задачу.
– Да, искусство обязательно субъективно, – говорит Инна Михайловна. – Особенно субъективно абстрактное искусство, но существуют и объективные вещи, с них и надо, наверное, начинать. Некоторые эксперименты дорого обходятся и детской психике, и детскому мышлению, и эмоциям. Ребёнок – это такой сложный, такой тонкий, такой нежный инструмент. А искусство часто бывает агрессивным.
Да и сам термин «современное искусство», с точки зрения специалистов, слишком объёмный и включает в себя слишком много отдельных дисциплин, зачастую требующих отдельного подхода.
– Что такое современное искусство? Это такая громадина! – рассуждает Инна Клявина. – Туда входит и реалистическое искусство, и абстрактное, и прикладные виды: архитектурный, ландшафтный дизайн, дизайн интерьера. Мне кажется, лучше начинать, как всегда, с основ. С классики. Существует школа, которая складывалась веками, и я её приверженец. Получив классическое образование, я прекрасно понимаю, что оно даёт основу, а уже потом художник развивается, куда хочет. Хрестоматийный пример: Пикассо, основоположник кубизма, получил классическое образование. Оно лежит в основе и кубизма, и абстракционизма, и сюрреализма.
Впрочем, на каждого приверженца классической старой школы всегда найдётся свой любитель прогресса и современных достижений, утверждающий, что не нужно стоять на месте и жить только прежними успехами. Интересы и требования у современной молодёжи меняются, нужно соответствовать времени и подстраиваться под молодёжь. В таких условиях уроки современного искусства приходятся как нельзя более кстати.
– Давно нужно было это сделать, – считает учредитель актюбинской Академии искусств Дина НИЯЗОВА. – Детям негде реализовываться. Есть очень много талантов, которые записывают себя на телефон дома, и на этом всё. А куда дальше идти? Это нужно облагородить, и современное искусство должно быть представлено в широком спектре всем, что любит современная молодёжь. Просто нужна грамотная подача, правильный подход, чтобы не было потом стыдно.
Академия искусств в Актобе открывается только в этом году. Её создатели, по их же словам, хотят объять необъятное: объединить под одной крышей и театралов, и музыкантов, и художников, и телевизионщиков. Планируется, что преподавать будут действующие музыканты и актёры, которые не только по книжкам со своим предметом знакомы, но и выступают или устраивают выставки.
Современное искусство требует и современного подхода к образованию, отхода от привычных шаблонов и свежего взгляда.
– Мы не берём «кабинетных» педагогов, – рассказывает Дина Ниязова. – Нужно, чтобы дети видели достижения, выступления своего наставника. Понятное дело, что учителя будут участвовать во всех творческих проектах вместе с детьми. Личный пример обязателен. Ещё один воспитательный аспект в том, чтобы родители ценили успехи, выступления своих детей. А в большинстве школ в творческом плане всё очень примитивно: как советская система была, так и осталась. А где элементы шоу? Где восторг?