Вернись, ларёк, я всё прощу
Когда демонтаж остановочных павильонов начался впервые, городские власти утверждали: в таком виде остановки оставлять нельзя. Они, мол, несовременные, некрасивые, а цветочками да продуктами в XXI веке так уже никто не торгует. Прошло немного времени, и сразу несколько старых, местами ещё советских конструкций исчезли вместе с небольшими магазинчиками и ларьками, которые там располагались.
На смену старым массивным остановкам пришли новые: тонкие, узкие да стеклянные. На таких не то что цветочная лавка, но и пассажиры, дожидающиеся свой автобус, не помещаются, да и в непогоду никакого укрытия.
В прошлом году администрация Актобе одумалась. Объявили конкурс, пообещали учитывать мнение горожан и выбрали три эскиза будущих автобусных остановок. Денег на очередную переделку потратится немерено, но горожане и этому рады, если остановки будут действительно широкие и защищённые. Появились уже тёплые павильоны, особенно актуальные зимой: не нужно битый час мёрзнуть на улице, пока маршрут не придёт, но такие чудеса техники есть всего в нескольких местах.
А недавно в акимате объявили, что бизнесу на остановках быть. Снова. Правда, на этот раз на определённых условиях.
Все получат по табло
По сути, подрядчикам, которые займутся установкой остановочных павильонов на городских улицах, предлагают сделку: вы нам – остановку, мы вам – землю под бизнес.
В акимате города сразу заверили: больше никаких холодных стекляшек не появится.
– Больше сотни обновлённых остановочных пунктов появятся на участках с интенсивным пассажиропотоком, – прокомментировал руководитель отдела земельных отношений, архитектуры и градостроительства Алибек СЕРИКБАЕВ. – На места действующих объектов будут установлены крытые, имеющие единый дизайн, удобные для горожан остановки. Павильоны должны быть тёплые, с местами для людей с ограниченными возможностями, с электронным табло. При выполнении условий, оговорённых в техспецификации, земельный участок выдаётся в аренду на 20 лет.
Непростая арифметика
На весь этот круговорот остановок в природе городской акимат планирует потратить примерно ничего. Если хорошо подумать, то бюджет не только ни единым тенге не рискует, но и неплохо наваривается.
Ранее установленные остановочные павильоны никто не выбрасывает. Их демонтируют и поставят (по крайней мере, временно) там, где вообще никаких остановок нет, и люди должны ждать свой автобус под открытым небом.
Установка новых остановок потребует из бюджета 0 тенге. Работы планируется проводить усилиями бизнесменов. То есть: участвуешь в тендере – и потом остановки за свой счёт ставишь.
Если все условия выполнены, бизнесмен может рассчитывать на участок земли. Правда, не навсегда, а в аренду, лет на 20 с правом продления.
Ну, и последнее: с открытого бизнеса (кафе, магазина, аптеки) придётся платить налоги. Налоги поступают в бюджет – городская администрация снова в выигрыше. А выгодно ли самим предпринимателям, зависит от того, насколько успешной окажется задумка.
Что угодно, но в рамках договора
Сегодня в Актобе установлено более 700 автобусных остановок, нужно ещё 300, а то и больше. Конкурс на установку павильонов планируется проводить в последние дни марта, а установлены конструкции должны быть не позднее июля.
Единственное, в чём бизнесменов точно не ограничивают, – это их собственный бизнес.
– Назначение открывающейся точки бизнесмены могут изменять, – объяснили в отделе земельных отношений. – Например, открылась аптека, но должного спроса не было. Тогда точку не запрещено переоборудовать под магазин или пункт общепита. Главное, чтобы это не нарушало единый архитектурный облик и условия заключённого договора аренды.
И прибраться не забудьте!
На данный момент уже разработано больше 40 лотов, в каждом из них – по 3 остановочных павильона. То есть предприниматель, победивший в конкурсе, обязан будет установить сразу 3 остановки: одну тёплую под бизнес и две обычные. Он же будет их обслуживать и ремонтировать в случае поломок. Потратиться на такой подарок для города придётся немало.
В частности, закрытые тёплые остановки стоят в среднем около 8.000.000 тенге. Плюс необходимо провести коммуникации, систему кондиционирования и обогрева подключить, плюс регулярно обслуживать остановку – чинить, убирать. В акимате утверждают, что за тем, чтоб из павильона не получился стихийный общественный туалет, тоже придётся следить бизнесмену.
Зато половину территории – около 28 квадратных метров – можно использовать под магазинчик или кафе.
Остановки без обогрева стоят куда дешевле: от 500.000 до 1.000.000 тенге. И таких нужно две.
Если считать по максимуму, в запасе конкурсанту нужно иметь не меньше 10.000.000 тенге, которые можно тут же пустить на монтаж и установку.
Время отбивать деньги
В то же время в палате предпринимателей утверждают, что условия для бизнесменов созданы более чем хорошие, а долгосрочная аренда – это удобно. Специалисты говорят, что за 20 лет при должном усердии можно не только вернуть все вложенные средства, но и получить дополнительный доход. И вложить полученные средства, скажем, в новое дело.
– За это время можно «отбить» вложенные средства и получить прибыль, – говорит начальник отдела палаты предпринимателей Актюбинской области Нурлан МАХАМБЕТОВ.
Выкупить такие земельные участки никак не получится. Вот и получается, что бизнес вроде бы собственный, но всё равно каким-то образом зависит от государства. Мало ли как правила аренды за 20 лет изменятся.