Церковь. В чём сила?
После девяностых годов, когда государство обрело независимость и был снят «железный занавес», Казахстан стал открытым для множества различных религиозных течений. Уже стали открываться мечети, церкви. Люди всё больше интересовались религией. Но институт священнослужителей ещё необходимо было формировать.
– Традиционно считается, что при присоединении Казахстана к России в 18 веке стало развиваться православное христианство, – отмечает религиовед Ольга ВОРОНЕВИЧ. – Затем второй этап: конец 19 – начало 20 веков, протестантские миссионеры вели свою работу по распространению западного христианства. Третий этап – освоение целины, когда приезжие из различных уголков Советского Союза вносили свои традицию и культуру, в том числе религиозную. Это был третий этап распространения протестантских течений. И уже после девяностых годов стали открываться такие новые движения, как «Белое братство», неопятидесятнические общины, которые брали своё начало из-за рубежа. С двухтысячных годов начинается новая эпоха возрождения духовного религиозного пласта.
Важным религиовед называет 2011 год, когда приняли новый закон о деятельности религиозных объединений.
– Тогда прошёл процесс перерегистрации религиозных объединений, – добавляет эксперт. – Многие религиозные малочисленные группы были закрыты, а также запрещены те, кто наносил весомый вред обществу. Также перерегистрация дала возможность чётко классифицировать по конфессиям, чтобы их не путали специалисты и простой народ. Так, после перерегистрации мы получили больше 4.000 религиозных объединений с конфессиональной палитрой – 18 различных наименований.
В том числе только в Актюбинской области насчитывается 10 конфессий, из которых 8 христианских: русская православная церковь, римско-католическая церковь, пятидесятники, евангельские христиане-баптисты, пресвитериане, адвентисты 7-го дня, новоапостольская церковь и свидетели Иеговы. Самое многочисленное из них православие – больше двух тысяч верующих людей, постоянно посещающих церковь. На втором месте стоят свидетели Иеговы, их около 500 человек, остальные варьируются от 50 до 200 человек. Обычно сами руководители религиозных объединений представляют данные о количестве прихожан.
Благие дела
– Церковь всегда много занималась благотворительностью, – отмечает религиовед. – И сегодня в храмах проводят благотворительные акции для малоимущих семей, пожилых, людей с ограниченными возможностями и сирот. Если заглянуть в историю, то в православных монастырях было целое направление социального служения: обучали искусству шитья, вышивки, иконописи. Монахини работали медсёстрами в госпиталях. Именно в общей миссии: сделать благое дело, поделиться милосердием – люди не делятся по вере, здесь важно помочь каждому. В этом уникальность нашего народа, и мы можем смело назвать себя эталоном межконфессионального единства. Даже несмотря на то, что все представители 8 конфессий совершенно по-разному читают и понимают Библию, у них десятки различий в вероучении, и они называют ложным другое вероисповедание. А ислам и вовсе считается у христиан иноверием, то есть другая вера, которая не подвергается богословским спорам.
Но, тем не менее, именно у нас в стране сложилась такая пёстрая палитра конфессий, причём сложилось исторически так, что мусульмане и христиане называют друг друга братьями. И есть много примеров взаимопомощи друг другу на социально-духовном уровне.
– Это говорит о высокой духовности нашего общества, это не просто толерантность, – считает Ольга Вороневич. – Вообще я считаю, что толерантность – поверхностное обозначение: оно означает лишь терпимое отношение друг к другу. А вот эмпатичность – сопереживание друг другу, попытка поставить себя на место другого. Это душевное качество как бы дополняет заповедь: «Не делай другому того, чего себе не пожелаешь». Заповедь, которая встречается во всех мировых религиях! Вот эта эмпатичность и есть изюминка нашего богатого духовного мира в стране.
Проповеди в интернете
Естественно, что христианство сегодня не стоит на месте. Нужно отметить, что церковные священнослужители стали более мобильными и вовсю осваивают интернет-пространство. Активно ведёт свой блог православная группа pravoslav_aktobe, работает для прихожан сайт hram.kz, воскресные школы открывают свои форумы, католическая молодёжь Хромтау активно ведёт канал в YouTube, где показывает церковные будни.
– Свидетели Иеговы в последнее время активно используют интернет, – рассказывает религиовед. – Если раньше был принцип распространения веры от дома к дому, то сегодня адепты перешли во всемирную паутину. Согласно закону, религия и государство отделены друг от друга. Но мир не стоит на месте, происходят изменения в политике, социуме, культуре, и есть так называемая социальная концепция церквей, когда церковь выражает свою точку зрения. Например, недавно патриарх высказался о том, что священнослужителям лучше читать проповеди на интернет-площадках, потому что вся молодёжь сидит в интернете. К церкви и раньше прислушивались. На западе поднимались вопросы об однополых браках, и для людей большое значение имело мнение священнослужителей. Сегодня с церковью советуются по вопросам семьи, воспитанию детей, а также вакцинации.
Религиозные центры имеют большую силу, которая может влиять на сознание людей, а также на принятие государственного решения.
Верой – по экстремизму
Различные конфессии объединяются не только в обсуждении религиозных вопросах, но и когда дело касается глобальных мировых проблем. Религиозные лидеры собираются за круглым столом, чтобы обсудить борьбу с «чумой 21 века» – терроризмом.
– На второй план уходит такое понятие, как сектоборчество, – замечает эксперт Вороневич, – что предполагает неприятие другого вероучения. Сегодня всё чаще эксперты в области политологии и психологии, выделяют тему деструктологии – религиозные группы, которые наносят вред человеку. Так, общество не может сегодня толерантно смотреть на тех, кто отнимает человеческие жизни, применяет манипуляции, оказывает психологическое давление, обманывает жертву, при этом прикрываясь верой в бога.
Христианские конфессии тоже имеют большое влияние и могут противостоять этим негативным явлениям в обществе. У экстремизма сегодня нет определённого вероисповедания. Экстремисты могут в любой момент надеть маску любой религии.
За одним столом переговоров
И, возможно, деструктология уже в скором будущем станет новым предметом, где будут изучать деструктивные культы, негативно влияющие на общество. И христиане, и мусульмане сядут за один стол переговоров.
– Попытки уже есть, как я говорила ранее о съездах лидеров мировых традиционных религий, – напоминает религиовед Ольга Вороневич. – Здесь уже конкретно будут рассматривать, какой вред наносят деструктивные течения и какие меры к ним применять: им нужно будет либо поменять какие-то пункты в своём вероучении, либо вообще лишить эти организации государственной регистрации. Христианство стоит на втором месте по численности верующих в стране, а значит, имеет большую силу. Как сказал Нурсултан Назарбаев, у нас есть два крыла: ислам и православие. Закон о религиозной деятельности религиозных объединений начинается с того, что есть две традиционные ветви, но при этом уважение к тем конфессиям, которые зарегистрированы и законны в нашей стране. Государство опирается на мнение религиозных объединений в том случае, если они играют важную роль в решении проблем и задач. К сожалению, пока многие проблемы остаются нерешёнными: неясный закон о миссионерской деятельности в отношении христианства, проблемы навязывания своей веры, вовлечение детей в религиозную деятельность без согласия родителей, отказ людей от переливания крови и службы в армию по религиозным понятиям. Эти проблемы остаются в христианском мире, и, я думаю, конфессиям их надо решать сообща.