Школьный переполох
Перед началом учебного года родители школьников начали бить тревогу, не представляя, какая система обучения ждёт их детей. Новый формат, переизданные книги, школьная форма, обновлённая методика – всё это до сих пор пугает своей неизвестностью. За всё лето не нашлось ни одного человека, который смог бы внятно объяснить, что же поменяется в школьной программе.
Многие мамочки надеялись, что хоть 4 сентября, когда дети пойдут на свои первые занятия, всё прояснится и страхи развеются. Но их ждало разочарование.
Утро 4 сентября – в школах до сих пор не знают, сколько дней в неделю будут учиться дети, некоторые родители до сих пор не видели в глаза учебники, которые поступили в школу за день до начала учебного года. Собственно, по этой же причине с материалом не успели ознакомиться и учителя.
По приказу министерства образования и науки РК, во всех школах необходимо было сократить урок до 40 минут. Только это решение школы получили незадолго до начала занятий, да и то не все.
Чтобы узнать, как проходят сокращённые уроки в актюбинских школах, пришлось посетить не одну школу.
В школе №16 в 9 утра как раз проходило собрание, на котором учителя пытались разобраться, как и в течение какого времени нужно учить детей. Желающих рассказать о новом формате обучения так и не нашлось.
В средней школе №28 от комментариев вовсе отказались, ссылаясь на то, что «пока ничего неизвестно». Кстати сказать, в этой школе, действительно, ещё «всё неизвестно», так как уроки пока идут по 45 минут, как раньше.
В 25-й школе тоже затруднились ответить. Даже простые вопросы о том, как прошёл первый учебный день, почему-то всех очень смущал.
Пока министерский петух не клюнул
На самый простой вопрос: сколько по времени будут учиться дети – не ответили ни в школах, ни в горОО. В ответственном за городское образование отделе сослались на то, что в ближайшее время ответ будет готов, и всем станет известно, будут ли учиться дети в субботу, и сколько по времени должен идти их урок.
Как оказалось, за эти пару дней, школы, действительно, должны будут самостоятельно решить, как будут учиться их дети.
Чем занимались блюстители школьного образования всё лето – непонятно. Даже подаренные в честь Курбан-айта выходные, которые продлили каникулы ученикам на 3 дня, не помогли решить все вопросы до того, как дети сядут за парты.
Министерство образования и науки РК в своём приказе лишь утвердило, что урок должен длиться 40 минут, а вот перейдёт ли школа на пятидневку, должна решить администрация школы совместно с попечительским советом.
В этот момент во всех школах города возник вопрос, о каком попечительском совете вообще идёт речь? Не знаешь, что более абсурдно: тот факт, что 4 сентября учителя ещё не знают, как и сколько будут работать с детьми, или предложение ведомства решать этот вопрос совместно с несуществующим попечительским советом.
Бедные завучи, узнав о том, что в их школах должен быть какой-то новый совет, ринулись их создавать, приглашать чуть ли не первых встречных людей, которые должны на протяжении всего учебного года решать важные школьные вопросы. И всё это – в первый учебный день.
Создаётся впечатление, что кому-то наверху стало очень скучно и ленно принимать новые законы, и он с радостью поделился своими обязанностями с народом. Очень продуманно: своими-то решениями никто возмущаться не будет! Сами приняли – сами расхлёбывайте.
Кликай по учебникам
Сейчас родителям приходится решать не только организационные вопросы в школе, но и контролировать весь процесс обучения. Если раньше за это отвечали учителя, то теперь, по новой программе, детям 1,2,5 и 7 классов учителя только предлагают что-то выучить, а уже сам ученик дома или в свободное время решит для себя, что из этого ему интересно будет почитать.
Учебник по литературному чтению за 5 класс напоминает развивающую детскую игру. Посмотри налево, для тебя тут что-то интересное, составь ребусы, отгадай слово, подумай, как бы закончилась эта история, оцени себя смайликом. Книга рассчитана на самостоятельное обучение, где подробно расписан каждый дальнейший шаг школьника.
Очень много дополнительной информации, которая относится к теме косвенно. Например, урок литературы 5 класса, посвящённый жизни и творчеству Ханса Кристиана Андерсена, начинается с его биографии, как положено. А после предлагается вставка «Интересно знать», где подробно описана история создания герба города Оденсе. Казалось бы, для чего пятикласснику на уроке литературы герб одного из городов Дании?
Оказывается, Ханс Кристиан Андерсен родился в городе Оденсе, и, по мнению автора учебника, ребёнку интересно будет знать, не как жил писатель или что писал, а как именно создавался герб в его родном городе.
Новые учебники слишком уж современнизированы. Напоминают интернет-сайт, где ты можешь кликать с информации на информацию, чтобы найти для себя что-то очень интересное. А задания по русскому языку, где автор просит исправить смску Егора для мамы, вовсе окунает ребёнка в мир новых технологий, даже сидя за учебником. Как бы дети пальцем кликать странички не стали...
Как может навредить новый подход в школьной программе (или, напротив, оказаться полезным), покажет только время – пока определиться хотя бы с количеством уроков и учебных дней в неделю.