Прораб Ливенцов
Нынешнее поколение мало знает, да и особо не интересуется, с чьей подачи в Актобе появились Центральный стадион, Дворец спорта, новые здания железнодорожного вокзала, аэровокзала, городской («мочаловской») больницы, типография, новые корпуса мединститута, лётного училища, Актюбинского отделения Западно–Казахстанской железной дороги, многие школы и детские сады, Каргалинское и Актюбинское водохранилища. Сколько целинных земель было освоено в те годы, построено кошар, МТС и электрифицировано сёл!
Да, лично Василий Андреевич ничего не строил. Он не поднимал целину, не сидел за рычагами бульдозера при возведении плотины на Каргалинском водохранилище. У него была иная, более сложная задача – добиться разрешения на возведение того или иного объекта, «пробить» финансирование. А это в те времена было ой как нелегко! Так, к примеру, когда строилось Каргалинское водохранилище, выяснилось, что отпущенных средств не хватает, а реальный строймонтаж выполнен только наполовину. Министр мелиорации республики попросил первого секретаря обкома «пробить» в Москве дополнительное финансирование. Василий Андреевич побывал на стройке, посоветовался со специалистами и убедился, что ёмкость водохранилища можно увеличить ещё на 104 миллиона кубов. Свои соображения доложил министру мелиорации СССР Евгению АЛЕКСЕЕВСКОМУ. Тот ответил, что на днях с группой специалистов отправляется в Туркменистан и во время стоянки поезда сможет переговорить о деле.
Узнав от железнодорожников, что на станции Кандагач «министерский» спецвагон простоит 5 часов, ожидая, пока его перецепят к поезду Москва–Ашхабад, Ливенцов решился на ловкий и эффективный манёвр. По его просьбе вагон был отцеплен не в Кандагаче, а в Актюбинске. «Министр, конечно, подобной каверзы не ожидал, – пишет Василий Андреевич в своей книге «Моё время». – Но я его заверил: «Евгений Евгеньевич, всё будет нормально! К нужному часу мы доставим вас в Кандагач. А пока приглашаю посетить водохранилище, о котором мы говорили».
Министр согласился, поехал на стройку, увидел всё своими глазами и поручил директору своего проектного института всё подсчитать и выделить необходимые средства. В результате в 1975 году в Актюбинской области появилось Каргалинское водохранилище.
Да и лётного училища у нас, возможно, бы не было, если б, опять же, не старания первого секретаря. Случилось так, что Василий Андреевич услышал, что министерство гражданской авиации СССР занимается поиском подходящего города для создания первого в стране высшёго лётного училища. Он тут же позвонил министру Борису БУГАЕВУ и предложил наш город, подходящий по всем параметрам.
Борис Павлович, как пишет Ливенцов, обещал подумать. А через несколько дней сам прилетел к нам. Оказывается, Актюбинск – город для него не чужой. Здесь в годы войны находились в эвакуации его родители, здесь он получил первую путёвку в небо. Мы с ним впоследствии даже разыскали дом, в котором когда–то жила их семья. К этому моменту завершилось строительство нового здания для имеющегося здесь лётного училища.
Но оно не устраивало его. Бугаев спросил: «Если министерство выделит необходимые средства, то окажет ли область помощь в быстром завершении строительства нового корпуса?» – «Да. Я буду главным прорабом на стройке», – ответил Ливенцов. И уже в 1975 году наш лётный вуз провёл первый отбор курсантов.
Не менее интересная история вышла и с появлением в Актобе бывшей городской («мочаловской») больницы. В 1979 году в области побывали первый секретарь ЦК компартии Казахской ССР Динмухамед КУНАЕВ и председатель Совета министров республики Байкен АШИМОВ. Посещая хозяйства Ленинского района, Димаш Ахмедович обратил внимание на десятки работающих поливальных машин, вода для которых поступила из Каргалинского водохранилища, и остался доволен.
Возвращаясь из района, Василий Андреевич попросил своего водителя Бориса ЗАПОРОЖСКОГО, чтобы тот на обратном пути проехал по улице, где располагалась городская больница. А размещалась она в нескольких деревянных домиках старинной постройки и выглядела удручающе.
«Я Кунаеву и Ашимову, – пишет в своей книге Ливенцов, – говорю: ведь это же не лечебное заведение, а ад кромешный. Город быстро растёт, а нормально лечиться негде. Мы многократно просили выделить средства… Однако нам их не дают». Кунаев, обращаясь к Ашимову, заметил: «Действительно, надо что–то решать».
Затем днём позже, на собрании областного партийно–хозяйственного актива, Василий Андреевич принародно заявил: «Мы должны сказать большое спасибо Димашу Ахмедовичу и Байкену Ашимовичу за то, что они решили выделить средства на строительство новой городской больницы». Эти слова зал встретил аплодисментами. А сидящий рядом с Ливенцовым Кунаев проворчал: «Ну и купил же ты нас с Байкеном».
Более драматично проходило строительство железнодорожного вокзала. В стране вот–вот должно было начаться возведение Байкало–Амурской магистрали, и нужно было в сжатые сроки представить проект. Когда он был готов, начальник Казахской железной дороги, дав согласие на подготовку стройплощадки, умолчал о сносе старого здания вокзала. Как быть в такой ситуации? Василий Андреевич берёт всю ответственность на себя. Старое задние сносится, и на его месте стали возводить новое. Через полтора месяца из Москвы поступает указание: «Старый вокзал не сносить, строительство нового отменить». А старого не было и в помине. К этому времени уже построили цокольный этаж и начали кладку первого. В Москву полетели фотоснимки со стройки, и запрет отменили. Так в Актобе появился новый вокзал, благоустроенная площадь и ряд многоэтажных домов, которые в корне изменили вид города.
***
Всё это лишь малая доля того, что успел сделать для Актобе бывший колхозник, участковый агроном, секретарь обкома, почётный гражданин городов Актобе и Шымкента, Герой Социалистического труда Василий Ливенцов.