Приоритетные изменения
– Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. В соответствии с требованиями времени, сейчас всё меняется. В 21-м веке школа, образование не могут стоять на месте. Меняется система управления отраслью. Компетенция по финансированию и управлению отделами образования передана областному управлению образования. Разработана новая модель дошкольного образования, внедрять которую планируют уже с нового учебного года. Для этого будет изменен государственный стандарт на основе принципа «обучение через игру».
– Какие перемены ждут сферу дошкольного образования?
– Планируется внедрение ваучерного финансирования и альтернативных форм организаций дошкольного воспитания. Для обеспечения прозрачности и мобильности распределения мест автоматизирована выдача направления в детские сады. В 2020 году открыто 26 дошкольных организаций на 3.585 мест. Охват детей в возрасте 1-6 лет составил 86,3%, 3-6 лет – 100%.
– А средняя школа? Ожидается ли изменение учебной программы?
– В среднем образовании продолжится поэтапный переход на 12-летнее обучение. В программе обучения особое внимание будет уделено таким приоритетным предметам, как математика, языки и информатика. Новая программа в среднем образовании внедряется с 2016 года. Можно сказать, что мы полностью перешли на обновлённую программу. У нас есть новая программа, новая система оценивания, в целом новая концепция среднего образования.
– Новая концепция затронет школьные олимпиады?
– Разрабатывается открытая и прозрачная система для участия детей в олимпиадах и конкурсах. Платных олимпиад в школе не будет. Дети при желании могут участвовать в них вне школы. В ходе проведения областной предметной олимпиады введены нововведения. Например, в целях минимизации коррупционных рисков, обеспечения прозрачности и открытости, за ходом проведения олимпиады наблюдала специальная комиссия, состоящая из родителей, учителей-ветеранов, представителей общественных организаций и проектного офиса «Ақтөбе – адалдық алаңы».
– Планируется ли развивать систему дополнительного образования?
– Развитие допобразования будет происходить через размещение госзаказа на конкурсной основе в частных организациях. Без дополнительного образования невозможно раскрыть весь потенциал детей. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребёнка была возможность посещать внеурочно кружки и секции. К системе дополнительного образования относятся дворцы школьников, кружки, секции, художественные и музыкальные школы, станции юных техников и так далее. Сфера развивает самые важные на сегодняшний день мягкие навыки, и поэтому роль допобразования становится всё более важной. Одно дело, когда государство выделяет деньги, строит дворцы школьников, школы искусств, открывает кружки, а другое, когда это будет делать заинтересованный бизнес, с этого года будет размещён государственный заказ. Это принцип ГЧП – государственно-частного партнёрства. Успешность такого подхода можно увидеть на примере развития частных детских садов. Теперь такой же механизм будут применять и в дополнительном образовании.
– Сколько вообще детей охвачено дополнительным образованием в Актюбинской области?
– В 45 организациях дополнительного образования, направленных на развитие творческих способностей учащихся к искусству и ремёслам, охвачено 36.896 (22,7%) учащихся, в внутришкольных кружках занят 55.181 (34,2%) учащийся. Количество детей, охваченных кружками и секциями при организациях культуры и спорта, – 18.112 человек (11,2%).
В 2020 году открыты дворовые клубы в Алгинском, Иргизском, Каргалинском районах. В 2021 году планируется открытие дворовых клубов в Айтекебийском, Кобдинском, Мартукском районах. Также внедряются новые образовательные программы по международным стандартам WorldSkills в колледжах.
– Какая работа ведётся с педагогами? Какие меры предпринимаются, чтобы привлекать новые кадры и стимулировать действующих специалистов?
– Реализуется комплекс мер по повышению престижа профессии педагогов через стимулирование в виде материального и нематериального поощрения. Работникам образования области учреждены местные знаки отличия с выплатой единовременного вознаграждения. В частности, нагрудный знак «Ақтөбе облысының үздік педагогі» (500 МРП), почётное звание «Ақтөбе облысының құрметті ұстазы» (300 МРП). С учётом потребностей региона, за счёт средств местного бюджета выделено 80 грантов, из них 50% – на педагогические специальности.
Также внедрена новая система аттестации педагогов через прохождение национального квалификационного теста. 48% педагогов области прошли национальное квалификационное тестирование и получают надбавки (30-50%) к заработной плате.
– Какие государственные программы в сфере образования реализуются в Актюбинской области?
– Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы является новым витком повышения конкурентоспособности образования, развития человеческого капитала путём обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Программа направлена на создание современной системы оценки качества образования, совершенствование стандартов образования, требований к уровню подготовки выпускников учебных заведений, появление различных типов учебных заведений разных форм собственности, информатизацию образования и внедрение новых технологий обучения, активное привлечение негосударственных источников финансирования образования.
Региональный план реализации госпрограммы включает в себя 3 индикатора, 26 показателей, 106 мероприятий, осуществляемых на местах.
– Как госпрограмма скажется на работе педагогов?
– Планируется обеспечение высокого статуса профессии педагога, прохождение 84% педагогов области национального квалификационного тестирования и присвоение им квалификации, привлечение специалистов с производства в организации ТиПО, их переподготовка по педагогике и методике. А также создание Ассоциации учителей-предметников, ассоциации директоров школ по области, организация ежегодного фестиваля творческих педагогов.
Кроме того, планируется выделение из местного бюджета грантов на педагогические специальности. С учётом потребностей региона, два года подряд за счёт средств местного бюджета было выделено 200 грантов, из них 54 – на педагогические специальности. Будет оказываться поддержка педагогам и учреждениям образования, эффективно внедривших в образовательный процесс передовые технологии. Запланирован запуск областного проекта «Мобильная помощь педагогам».
– Доберутся ли перемены до сельских школ?
– По сокращению разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами, учебными заведениями в области будет запущен проектный офис «Сапалы білім», объединяющий методические объединения учителей-предметников, обеспечивающий организационную, методическую, информационную поддержку, консультирование. Это новая инициатива. Будет реализована программа работы с сельскими школами «Комплексное развитие сельских школ «Ауыл мектебі – үздік білім сапасы». Благодаря этим мерам будет достигнуто сокращение разрыва в качестве образования, улучшение качественного состава педагогов сельских школ, улучшение результатов международных исследований.
– Один из важнейших вопросов – обеспечение безопасности в учебных заведениях. Что об этом говорится в госпрограмме?
– По обеспечению безопасной и комфортной среды обучения во всех организациях дошкольного и среднего образования области будут созданы условия для инклюзивного образования, в 12 общеобразовательных школах будут открыты ресурсные кабинеты по развитию инклюзивного образования, 1 кабинет психолого-педагогической коррекции, 1 психолого-медико-педагогическая консультация. Кроме того, школы и детские сады области на 100% будут оснащены системой видеонаблюдения, тёплыми туалетами, 20 школ – турникетами. Для приведения объектов образования в соответствие с требованиями, предъявляемыми к объектам, уязвимым в террористическом отношении, будет приобретено дополнительное оборудование.
Благодаря эффективной реализации этих мер будет достигнуто качественное инклюзивное образование, создана безопасная и комфортная среда для детей.
– Как будет повышаться качество профессиональной подготовки учащихся?
– По обеспечению преемственности и непрерывности обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями до 2025 года будет размещён государственный заказ на 20 900 мест на востребованные на рынке труда специальности. 20 колледжей будут проводить демонстрационные экзамены на основе стандартов WorldSkills. Будут открыты 10 центров профориентации и карьеры, 7 центров компетенций, 9 колледжей будут оснащены современным оборудованием в рамках проекта "Жас маман". Эти меры позволят в ТиПО привлечь контингент, повысить качество подготовки кадров, провести масштабные пиар-компании по популяризации рабочих профессий и квалифицированных специалистов среднего звена.
– Запланированы ли в рамках госпрограммы мероприятия, затрагивающие дополнительное образование?
– Планируется увеличение сети дополнительного образования по обеспечению интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития обучающихся на 10 единиц, реализация проектов «Дети и театр», «Қоғамға қызмет», «Ашық жүрек», «Ұшқыр ой алаңы». А также предусмотрено открытие во всех организациях образования дебатных центров и клубов, открытие 3 технопарков, расширение направлений действующих технопарков, чтобы тем самым привлечь больше обучающихся. Кроме того, в организациях образования области будут реализованы проекты «Аналар мектебі», «Әкелер мектебі», «Менің болашақ отбасым».
Эти меры создадут условия для обеспечения детей области всесторонним развитием, здоровьем и безопасной средой для получения образования, воспитания, отдыха, досуга, социальной поддержки.
– Поговорим об инфраструктуре. Сколько школ было построено в прошлом году? Сколько оборудования уже закупили?
– Одним из важных направлений является развитие инфраструктуры. В прошлом году в целях ликвидации трёхсменных и аварийных школ, дефицита ученических мест велось строительство 20 школ. Сданы в эксплуатацию 5 школ. Это Иргизская гимназия, школа №74 города Актобе, средняя школа в жилом массиве «Нұр-Актобе», Булактыкольская ОШ в Байганинском районе, средняя школа в посёлке Шубаркудук Темирского района. Количество трёхсменных школ сократилось на 2 единицы. Проведён ремонт 56 организаций образования.
Для обеспечения доступности и улучшения качества среднего образования укреплена материально-техническая база организаций образования. Приобретены 87 предметных кабинетов.
– Сколько аварийных и трёхсменных школ насчитывается сегодня в регионе?
– На сегодня в области функционируют 3 аварийные и 9 трёхсменных школ. Для решения данной проблемы планируется строительство 800 новых школ по республике. Уже в нынешнем году будут введены 200 новых школ в рамках предусмотренных средств из бюджета, из них 21 школа появится в Актюбинской области.
– Сколько учебных заведений планируется построить, отремонтировать и модернизировать в ближайшие годы?
– Составлена «Дорожная карта строительства школ». Будут использованы 4 механизма – применение государственно-частного партнёрства, развитие сети частных школ, целевое строительство из госбюджета, строительство школ из модульных конструкций.
Также в области планируется модернизировать 282 школы. В программе модернизации стоят такие задачи, как обеспечение безопасных и комфортных условий для детей, обеспечение высокоскоростным интернетом, предметными кабинетами, обновление школьной мебели, модернизация школьных библиотек и столовых, проведение капитального и комплексного текущего ремонта. В этом году данная работа будет проведена в 58 школах области.
В этом году завершается модернизация инфраструктуры 180 колледжей по всей республике в рамках проекта «Жас маман». По итогам проекта в нашем регионе будут осуществлять деятельность 9 современных колледжей с развитой материально-технической базой, новыми учебными планами и программами.
– И всё-таки самое большое влияние на нынешний образовательный процесс оказала пандемия. Какие изменения произошли в Актюбинской области из-за карантина? Сколько учащихся перешло на новый формат обучения?
– В результате ограничительных карантинных мер образование перешло на новый формат обучения. Созданы необходимые условия для обучения учащихся в максимально безопасной и комфортной среде. В 4 четверти в штатном режиме обучаются 237 (57,0%) городских и сельских школ с контингентом до 300 учащихся. Контингент учащихся данных школ – 21.886 (13,7%) человек. Дистанционно обучаются 179 (43,0%) школ, количество учащихся в них – 137.759 (86,3%) человек.
С 1 апреля все классы школы, кроме 9, 11-х классов, перешли на дистанционное обучение. В выпускных 9, 11 (12) классах обучение проводится в комбинированном формате (70% предметов разрешается изучать в штатном режиме, 30% – дистанционно), с наполняемостью не более 25 учащихся в классе.
Помимо этого, 17.733 ребёнка охвачены консультативными занятиями.
– Затронуло ли дистанционное обучение колледжи?
– В 12 колледжах, расположенных в сельских населённых пунктах и малых городах, все студенты обучаются в традиционном формате. В остальных колледжах студенты первых курсов обучаются в комбинированном формате: 70% учебных дисциплин ведётся в традиционном формате с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований, 30% – дистанционно.
– В каком режиме работают школы-интернаты?
– Разрешается работа специальных школ-интернатов для детей с особыми образовательными потребностями (в том числе для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей), школ-интернатов общего типа, школ-интернатов для одарённых детей (ШИ им.М. Кусаинова, Білім-инновация лицей, областной физико-математический ШИ).
– Что будет, если в классе выявят заболевшего COVID-19?
– При выявлении заболеваемости в организациях образования в классе устанавливается карантин, и все обучающиеся переводятся на дистанционное обучение.
– Правда ли, что школьную форму при очном обучении сейчас носить не обязательно?
– При комбинированном формате обучения не требуется соблюдение обязательной школьной формы. Допускается посещение занятий обучающимися в удобной и опрятной одежде.