Потёмкинские дороги
Поездка с главой региона сразу пошла не по плану. Автобус с журналистами простоял в ожидании акимов около полутора часов, а в это время в официальном аккаунте облакимата в «Инстаграм» появился пост, как эффективно дорожные рабочие борются с ямами. По случайному совпадению, фото были сделаны именно в тех местах, которые должны были посетить глава региона и градоначальник.
Тем не менее, аким области ответил журналистам, что они ошибаются, говоря о показухе:
– Всё время мне говорят, что улицы специально прибираются к визиту высоких гостей. Это не так. Работы по ямочному ремонту идут уже давно. Вам попалась одна-две бригады, которые вышли на улицу сегодня, вы и делаете неправильные выводы.
Однако простым рабочим, чинящим ямы на мосту у улицы Акимжанова, по всей видимости, забыли сказать, что они работают тут давно.
– Мы сегодня только первый день вышли. С утра латаем ямы гудроном. Пока ещё мало успели, но к вечеру, наверное, управимся, – бодро поделился один из работяг.
Акима области такой факт смутил, но ненадолго.
– А вы что, хотите, чтобы в городе вообще ничего не чинили, не убирали? – возмутился Ондасын УРАЗАЛИН.
Люблю запах асфальта поутру
С асфальтом тоже вышло недоразумение. Аким города Мавр АБДУЛЛИН сообщил, что для строительства дорог используются только казахстанские материалы, и, по результатам экспертиз лаборатории, отечественный битум и асфальт не только не уступают по качеству импортным аналогам, но даже превосходят иные марки по некоторым параметрам. Но у простых рабочих и насчёт этого было другое мнение. Профессионалу достаточно только мельком глянуть на кусок асфальта, чтобы оценить его качество
– Я уже в этой сфере 20 лет работаю, кое-что в асфальте понимаю, – поделился дорожный рабочий Карагул. – В советское время асфальт был качественней. Вот видите этот кусочек? Он чёрный. Если бы в нём была ферропыль, то асфальт был бы серым. Такой и держится дольше, и в жару не воняет.
Кстати, турецкие подрядчики, с которыми сейчас ведутся переговоры о строительстве дорог в Актобе, казахстанский асфальт тоже не жалуют. Одним из их условий стала закупка битума за рубежом, у давно проверенных поставщиков. Дело в том, что в других странах к государственным тендерам более ответственное отношение. Компании, которые участвуют в тендере на строительство дорог, должны не только отчитаться о том, сколько километров трасс они проложили, но и даже о том, в каком состоянии эти дороги на сегодняшний день, и неважно, когда закончился гарантийный срок на дорожное полотно. По нашим же правилам, добросовестным считается подрядчик, работа которого продержалась всего 3 года.
Слепили из того, что было
В результате, по требованиям журналистов, ранее запланированный маршрут значительно изменился. Споры, какую именно улицу нужно показать главе региона, не утихали, но чаще других назывались проспект Санкибай батыра и улица Некрасова. Именно на эти дороги от горожан поступало больше всего жалоб. Улица Некрасова вызывала раздражение у горожан ещё и тем, что глубокие ямы там латали аккуратно уложенной брусчаткой, оставшейся в городе от предыдущего главы региона. На вопрос о допустимости такого креатива в технологиях ремонта дорог аким области даже немного обиделся.
– При нынешнем положении, когда средств мало, а народ требует быстрого решения вопроса, хороши любые технологии, и брусчатка, в том числе. А вы что, хотите, чтобы вообще ничего не делалось? – спросил Ондасын Уразалин.
Узбагойтесь!
Тряска на улице Некрасова изрядно утомила главу региона, проспект Санкибай батыра стал последней точкой назначения.
– Какой смысл сейчас ездить по городу? Тут везде дороги плохие. Я живу в районе «Батыс-2», и там ямы есть. Актюбинцев я понимаю, особенно водителей, но мне бы хотелось, чтобы горожане не относились к этому слишком эмоционально. Нужно понимать, что эта проблема появилась не вчера, и так быстро её не решить, – заявил аким области.
Выяснилось, что и ямочный ремонт, и брусчатка в ямах, и стахановский труд ремонтных бригад, это лишь попытка как можно быстрее решить проблему. Причём решить её временно и максимально безболезненно для городского бюджета.
– Это экстренные меры, – прокомментировал ситуации аким Актобе Мавр АБДУЛЛИН. – На ямочный ремонт вышли предприятия «АГДС», «КТП» и «Ерхат жолдары», потом присоединятся «Коквест» и другие, всего 7 предприятий по городу. 1.000 тонн асфальта даёт ТОО «Асфальт», на ямочный ремонт надо 2.000 тонн. Мы не можем не реагировать на проблему. Латали дороги брусчаткой, но из-за перепада температур вокруг неё всё снова проваливается, поэтому решили закрывать асфальтом. Подрядчики, выигравшие тендер на ремонт, потом продолжат работу. В этом году на это выделили 134.000.000 тенге, но тендер ещё не провели. Сейчас предприятия работают бесплатно. Бюджет заплатил за 1.000 тонн асфальта, это 15.000.000 тенге.