Поработаем над ошибками
Предпринимателей и должностных лиц теперь будут наказывать деньгами за безграмотные вывески, рекламные объявления и визуальную информацию. В зависимости от масштабов бизнеса сумма штрафов составит от 10 до 50 минимальных расчётных показателей. Проверки на предмет соблюдения норм закона в Актобе начнутся во втором полугодии. | ||||
Вах, с каким кавказским акцентом здесь предлагают янтарный напиток! Ну, как же: название кафешки соответствующее. | Сразу и не разберёшься: то ли у изготовителей рекламы не хватило краски на ещё одну букву «л», то ли хозяевам торговой точки абсолютно сиренево, что в её названии на вывеске и щите есть несовпадения. | |||
Н аверняка каждому из нас попадались на глаза объявления, вывески, таблички и баннеры с ошибками. Порой диву даёшься, насколько безграмотны составители визуальной информации. Создаётся такое впечатление, что правила орфографии, пунктуации и общепринятые стилистические тонкости существуют не для них.
БУДУТ ШТРАФОВАТЬ
По всей видимости, в этой сфере нашей жизни в ближайшее время начнут наводить порядок. 25 апреля вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ономастики». Если раньше допускавшие языковые вольности отделывались предписанием, то теперь им грозят реальные штрафы. Согласно нормативному акту, за ошибки на вывесках, рекламных щитах и даже ценниках (!) должностные лица, субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации должны будут раскошелиться на сумму в 10 минимальных расчётных показателя (1 МРП = 1.731 тенге). Субъекты среднего предпринимательства за подобные нарушения заплатят 20 МРП, а крупного – 50 МРП.
В законе также прописаны требования не только к содержанию любой визуальной информации, но и к её оформлению. Отныне любой публичный текст должен быть написан строго одинаковым шрифтом на двух языках – казахском и русском. Причём информация на государственном языке должна располагаться сверху, а на русском – снизу.
| ||||
Это объявление висело в книжном (!!!) магазине. Продавцы явно не дружат с правилами грамматики. А может, им просто знаний не хватает?.. Пусть тогда хоть иногда перелистывают свой товар. | Судя по всему, в этом заведении грамотность считают лишней заморочкой – аж две ошибки в одной рекламной зазывалке. Оно и понятно: сюда клиенты приходят не книжки читать. | |||
МЕХАНИЗМ ЕЩЁ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ
Прошло уже полтора месяца со дня вступления закона в силу, но грамотности в визуальной информации на улицах и в учреждениях Актобе не прибавилось. АшиПки и очепятки встречаются сплошь и рядом, а в общественном транспорте и некоторых организациях все сведения написаны только на одном языке. Почему так? С этим вопросом мы обратились в областное управление по развитию языков, в обязанности специалистов которого вменено отслеживать все нарушения и принимать меры к их устранению. – Изменения коснулись нескольких законодательных актов, в том числе закона «О языках» и административного кодекса, – объясняет руководитель управления Гуляйым ТЮЛЕБАЕВА. – Поэтому механизм применения норм закона и штрафных санкций ещё до конца не разработан. Пока мы проводим разъяснительную работу среди предпринимателей и должностных лиц, большинство из них с пониманием относятся к нашим рекомендациям и исправляют ошибки и недочёты. Но как только поступят все нормативные документы, начнём проверки. Уже составлен график на второе полугодие. Проверим, прежде всего, предприятия и организации сферы обслуживания населения, например, ЦОН, аэропорт, железнодорожный вокзал, общественный транспорт и так далее. Вообще, главная цель изменений – не взыскание штрафов, а повышение языковой культуры, которая всё ещё оставляет желать лучшего.
Как говорит Гуляйым Тулебаева, сотрудники управления регулярно проводят мониторинг визуальной информации. По сравнению с прошлыми годами ошибок стало значительно меньше.
Возможно, это и так, но они всё же есть, и подтверждение тому – снимки, которые мы сегодня публикуем. Кстати, уважаемые читатели, вы тоже можете приложить свою руку к ликвидации безграмотности. Если заметили ошибку на рекламном баннере, билборде, табличке, в объявлении и прочей визуальной информации, сфотографируйте (хотя бы на камеру сотового телефона) и отправьте снимок на электронный адрес evrika@evrika.kz, указав место, где вы это запечатлели.
Продолжение в следующем номере
| ||||
Два класса и три коридора – скорее всего, именно такое образование у предприимчивого гражданина, который то ли продаёт, то ли скупает химические источники электрического тока многоразового действия. | Автор этого объявления, видимо, не в курсе, что слово пух – мужского рода, а не среднего. Наверное, он имел в виду молоко. Забодай его коза!
|