Почти как на такси
– Откуда взялась такая цифра – 301 тенге?
– В этот раз мы за основу взяли расчёты методики, утверждённой правительством, которые передали в акимат. Диаграммы, графики, расчёты и цифры расходов – всё представили подробно. Кроме того, мы включили хронометраж, проведённый совместно с налоговым управлением, анализ пассажиропотока. У нас автобусы зарубежного производства, соответственно, приобретаем запчасти за границей. С удорожанием доллара за последние годы ощутимо увеличились затраты на их покупку. После скрупулёзного рассмотрения всех аспектов в итоге получилось 301 тенге.
– Когда в последний раз изменялся тариф?
– В 2014 году был установлен дифференцированный тариф – 55 и 65 тенге. В 2015 году произошло снижение – тариф стал единым, 55 тенге. Конечно, тариф в 301 тенге никто не разрешит, но хотя бы 90 тенге можно было бы. Действующий тариф уже неактуален,
– А если вновь отклонят предложение о повышении тарифа?
– В законе сказано, что в случае отказа местный исполнительный орган должен субсидировать разницу между расходом и действующим тарифом. Значит, будем ждать средств из бюджета.
– Особого срыва работы на маршруте не было, автобусы ездили. Водители же, не вышедшие на работу, ходили по остановкам и нагнетали обстановку. Они говорили, что мы в течение месяца четыре раза поднимали план–доход, по заработной плате им ежедневно начисляют 3.000 тенге, также они обвиняли руководство, что мы их не выпустили на работу. Скажу прямо – это неправда! Да, сумма план–дохода поднимается, но не с периодичностью 4 раза за месяц, по заработной плате начисление составляет более трёх тысяч тенге каждый день. Никто им не запрещал работать – они сами отказались выйти на работу, аргументируя повышением план–дохода. Кроме того, два дня они целенаправленно не сдавали деньги. 28–го числа не сдали по 4.290 тенге, во второй день – по 6.075 тенге в среднем, – сказал Айбек Сарсенгалиев.
– Водители ранее предупреждали руководство «Автопарка», что не выйдут на работу?
– Они утверждали, что такого дохода нет, не будет и не может быть. Мы им сказали: «Давайте поработайте, а потом вместе проанализируем», но они не захотели, ставя свои условия администрации предприятия. Если будет такой план–доход, то мы не будем выходить – это звучало категорично. И в итоге – не вышли на работу. А теперь они звонят в СМИ, водителям других маршрутов, создают саботаж.
– В связи с чем поднимается сумма план–дохода?
– Наши ежемесячные поступления не покрывают расходы предприятия. Мы проводили хронометраж денежно–годового дохода, и выяснилось, что есть возможности увеличить ежедневную выручку. В связи с этим мы подняли планку суммы. А эти водители умудрялись при план–доходе в 24.000 не сдавать по 6.000 тенге. Мы говорим: ладно, не собирается такая сумма, но не может же быть, чтобы недостача зашкалила до отметки в шесть тысяч! Предполагаю, что это какой–то сговор по дестабилизации обстановки.
– Какое дисциплинарное взыскание понесут водители за срыв работы?
– Если они нарушают трудовую ответственность, не выходят на работу в течение определённого времени, то можно с ними расторгнуть трудовой договор. Хотя мы им об этом не говорили. Пока они у нас работают, мы никого не увольняли.
– Сколько автобусов работает на маршрутах ежедневно?
– Мы обслуживаем 30 городских и 4 садовых (сезонных) маршрутов. Ежедневно на линии выходят 260–270 автобусов. Есть старые автобусы, которые находятся в эксплуатации около 10 лет. Их заменить мы не можем, так как у предприятия нет средств на приобретение новых автобусов. В данное время у нас стоит вопрос работоспособности предприятия, поддержки того, что у нас имеется. Сейчас у нас 10 автобусов большой вместимости («ЛиАЗ») будут проходить капитальный ремонт. «ПАЗики» регулярно проходят капремонт кузова, двигателя, ходовой части, обновление салона и выходят на линию.
– По вашему мнению, увеличился ли пассажиропоток за последнее время или нет?
– Пассажиропоток может перераспределяться, но увеличиваться – нет. Кроме «Автопарка», работают и другие предприятия по пассажирским перевозкам.
– Какой, на ваш взгляд, должна быть цена проезда в городском маршрутном транспорте, чтобы предприятия–перевозчики были рентабельными?
– В целом по стране в Актобе один из самых низких тарифов – 55 тенге за проезд в один конец. Я считаю, что сейчас разовая сумма проезда должна быть не менее 100 тенге, но, учитывая финансовые возможности большинства актюбинцев, пользующихся общественным транспортом, – можно и 80 тенге. Предложения о повышении тарифа на проезд были неоднократными, власти обещали рассмотреть в ближайшее время, обещали также выделить субсидии на убыточные маршруты. Но, к сожалению, всё пока остаётся на словах. А время неумолимо диктует жёсткие законы рынка. Всё дорожает – и запчасти, и ГСМ. Дефицит газа тоже показал свой негатив. Нам поставщик газа, ещё недавно поставлявший 7 тонн ежедневно, официально заявил о сокращении объёма поставки – не более 2,5 тонны. 80–й бензин, как известно, сейчас не выпускают. Если ситуация не изменится, то вопрос о работоспособности городских предприятий общественного транспорта может стать проблемным.