Плата за проезд
- С переходом на систему электронного билетирования наличных в кассе нет, - говорит директор «Автопарка» Акарыс ТЛЕУЛЕСОВ. - Если бы у водителей были банковские карты, мы бы перевели деньги. Там не один-два водителя, а больше 50 процентов не могут открыть зарплатные счета. Потому что у них долги по кредитам, алиментам, налоговые задолженности. Мы дали водителям два месяца, чтобы открыть счёт и получить карточку. Все эти два месяца мы зарплаты исправно платили им наличными. Больше мы так делать не можем. С момента запуска системы электронного билетирования всё стало прозрачным. Теперь видно, сколько денег поступает в день, какой пассажиропоток. Мы повысили водителям заработную плату после введения электронного билетирования – до 200.000 тенге в месяц сейчас у них. Мы хотим законно оплачивать им зарплату, поэтому и просим зарплатные счета открыть.
ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕПЕТИЦИЯ. Актюбинские водители автобусов в этом году уже дважды устраивали протесты. Так, февральским днём десятки тысяч актюбинцев опоздали на работу, так как работники одного из двух пассажирских перевозчиков города объявили забастовку.
Напрасно люди ждали на остановках общественный транспорт – ни один автобус ТОО «Пассажирское автотранспортное предприятие» на линию не вышел.
ТОО «ПАТП» – государственное предприятие, ранее называвшееся троллейбусным парком, оно обслуживает автобусами ПАЗ и Ankai 18 городских маршрутов. Без сообщения с областным центром остались входящие в черту города посёлки Кызылжар, Россовхоз, Акшат, Курайли и Рауан.
Водители транспортной компании потребовали пересмотреть условия труда. По словам забастовщиков, их месячная заработная плата составляет 70.000 тенге, а запчасти для автобусов они вынуждены покупать за свой счёт.
Утром водители ТОО «ПАТП» собрались возле офиса компании и выдвинули свои требования – в частности, увеличить оклады до 200.000 тенге в месяц. На место сразу же выехал аким города Асхат ШАХАРОВ. Градоначальник попросил водителей всё же продолжить работу в обмен на то, что он на весь день останется в офисе компании и будет разбираться с ситуацией.
Спустя несколько часов после начала забастовки автобусы «ПАТП» всё же вышли на маршруты.
25.000 ТЕНГЕ «ШАБАШКИ» КАЖДЫЙ ДЕНЬ. В конце мая ситуация повторилась.
31 мая в Актобе было введено электронное билетирование. С этого дня проезд в автобусах оплачивается по карточкам и стоит, как и прежде, 80 тенге. В случае если у пассажира нет с собой карточки, он может оплатить проезд наличными, что обойдётся в 150 тенге. Однако против нововведения активно выступили водители общественного транспорта, причём руководство частного автопарка обвинило их в жадности.
Власти изначально позиционировали нововведение как действенный инструмент в обеспечении прозрачности денежных потоков. Так оно и вышло. В первый же день введения новой формы оплаты проезда городские власти и особенно рядовые пассажиры столкнулись с яростным противодействием со стороны водителей автобусов.
Первыми забастовали сотрудники "Пассажирского автотранспортного предприятия". Водители сошли с маршрутов и заявили, что недовольны оплатой труда.
По их словам, они работают без перерыва с 6 часов утра до 8 вечера и получают за это "мелочь". По их разговорам выходило, что средства на жизнь они берут с тех денег, что платили до недавнего времени наличными пассажиры. И суммы, похоже, выходили немалые, коль водители соглашались работать по 14 часов в сутки.
На следующий день перевозчики поменялись местами: 1 июня автобусы ПАТП вышли на линию, а теперь уже транспорт частного ТОО "Автопарк" встал на прикол.
Исчезновение с городских улиц 1 июня автобусов "Автопарка" сказалось на пассажиропотоке. Люди толпились на остановках, искренне не понимая причины отсутствия автобусов. На коллапсе нажились таксисты, вмиг увеличившие свои тарифы в два-три раза.
А водители и кондукторы тем временем в офисе своей компании доказывали бесполезность безналичного расчёта. Они тоже рассказывали, что источником их средств к существованию являются деньги, заработанные на пассажирах сверх плана и оставляемые себе. А теперь они и их семьи якобы обречены на голодное существование.
Любопытно, что руководство "Автопарка" не стало выгораживать своих сотрудников, а напрямую обвинило их в алчности.
«Водителям предложена заработная плата порядка 200.000 тенге в месяц, тем не менее желание отдельных водителей-провокаторов присваивать ежедневно "живые" деньги в кармане (от 15.000 до 25.000 тенге) привело к таким протестным настроениям, из-за чего, к сожалению, страдают обычные граждане, - заявило руководство «Автопарка» в своём паблике в Instagram. - ТОО "Автопарк" на данный момент уже проинформировало власти региона о возникшей проблеме, а списки лиц инициаторов незаконных забастовок направлены в полицию для принятия соответствующих мер".
Юрист ТОО Руслан ЖИЛКАМАНОВ заверил, что "с такими водителями "Автопарк" будет расторгать трудовые отношения и набирать тех, кто хочет работать и зарабатывать официально хорошие для нашего региона деньги".
«С ПРОВОКАТОРАМИ РАЗБЕРЁТСЯ ПОЛИЦИЯ». Видимо, угроза расторжения трудовых договоров сработала ненадолго. Недавнюю выходку своих водителей «Автопарк» прокомментировал в прежнем духе.
«Ряд водителей автобусов ТОО "Автопарк" не вышли на свои маршруты, мотивируя свои действия желанием получать заработную плату исключительно наличными деньгами без удержаний по исполнительным производствам по кредитам, алиментам, налогам, - прокомментировал ситуацию «Автопарк» в соцсетях. - С момента введения электронного билетирования на предприятии наличных денег нет, и заработная плата отправляется исключительно на карточки, но это не всех устраивает. Как оказалось, среди "бунтовщиков" оказались порядка 7-8 инициаторов, провоцирующих всех остальных водителей не работать по текущим условиям. На данный момент производятся переговоры с водителями, а также работа по возобновлению работы всех задержанных маршрутов, а с провокаторами будут работать правоохранительные органы».