Планов много – работы много
Сезон работ по реконструкции дорог практически заканчивается. В этом году идёт ремонт 42 улиц.
– Технические надзоры точно определят, когда уже невозможно будет класть дорожное покрытие, – говорит аким города. – За качеством работ, как и в прошлом году, следит республиканская дорожная лаборатория. Подрядчикам мы сразу указываем: если есть какие-то недочёты, они переделывают. У нас разработан план развития дорожных сетей. Областной бюджет помог в размере 1,8 миллиарда тенге – в основном средства пойдут на средний ремонт по городу тех улиц, который мы не успели завершить в прошлом году. С республики мы получили подтверждение на два больших проекта: выезд с проспекта Нокина до трассы Актобе-Орск – 4,6 миллиарда тенге. Ещё один большой проект: Тауельсиздик – 8 полос и примыкающая дорога Мустафа Шокая – 4 полосы, выделено около 200 миллионов тенге. 2,2 миллиарда направлено на завершение проектов, которые начали в прошлом году. Мы стараемся параллельно с магистральными быстрее отремонтировать и маленькие второстепенные улицы, чтобы нагрузка спадала с основных дорог.
Вакансии есть – работать не хотят
Рынку труда не хватает рабочих рук. Молодёжь не стремится осваивать заводские специальности. В Казахстане острая нехватка квалифицированных строителей и дорожников.
– Сегодня наблюдается дефицит выпускников рабочих специальностей, поэтому было принято решение о дуальном обучении, – отвечает градоначальник. – Это вид обучения, при котором теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки – в организации на рабочем месте. По сути, рабочая сила есть. Но на рынке труда, даже когда появляется хорошая вакансия, где высокая зарплата, не все спешат туда устроиться. Даже новая в нашем городе транспортная компания «Qala Trans» не может найти водителей автобусов, хотя и зарплата достойная. Вы знаете, что деятельность водителей общественного транспорта мы сделали полностью прозрачной: наличность заменили транспортными карточками, соответственно теперь нет теневого оборота. Наше население заслуживает ездить в комфортабельных автобусах. Стоимость новых 32 автобусов – это почти два миллиарда тенге. Инвестор, вложив такие средства, естественно, хочет быть уверен, что на местах создаются все условия. Дальше планируем завезти ещё автобусы и таким образом снизить загруженность городских маршрутов.
Зайдём в каждый двор
Около 800 актюбинских дворов не благоустроены: нет парковок, детских игровых площадок, освещения. Всё это создаёт дискомфорт для населения. Каким образом отбираются дворы на реконструкцию? Если ремонтировать дворы выборочно, то работа затянется, да и недовольства жильцов, чьи дворы пропустят, не избежать.
– Мы решили полностью, начиная от улицы Есет батыра до улицы Тургенева, все дворы асфальтировать, – сообщает руководитель города. – По улице Кереева привели в порядок подъездные пути и по улице 101-й Стрелковой бригады не пропустили ни один двор. Поэтапно, по плану финансирования, стараемся сразу охватывать комплексно микрорайонами. Если будем держать такой же темп, то в течение двух-трёх лет мы решим вопрос с реконструкцией дворовых территорий. Перед тем, как начать ремонтные работы, мы встречаемся с жильцами и домоуправлением, чтобы избежать конфликтов интересов. Они все вместе решают, где будут расположены парковочные места, детская площадка, те же мусорные контейнеры. Также будем устанавливать в населённых пунктах в черте города футбольные игровые поля и площадки воркаут. В этих районах много детей, но нет условий для занятия спортом. А новые дворы нам уже сдают полностью благоустроенными.
В этом году из бюджета только на асфальтирование дворов выделено около миллиарда тенге.
Дожди покажут
Не секрет, что как только пройдёт дождь, тротуары в Актобе размывает. Людям приходится обувать резиновые сапоги и преодолевать полосу препятствий, чтобы добраться до места назначения. Как решается в городе проблема с ливнёвками?
– По тротуарам делается водоотведение, – рассказывает Асхат Шахаров. – Проведены геодезические работы, выявлены нижние точки, где скапливается вода. Это 43 места, по которым больше всего нареканий у жителей. Там уже идут работы: из бюджета выделено 108 миллионов тенге. В начале года мы выделили 80 миллионов тенге на арычную систему по центральным улицам, где делаем водоотводы либо в канализационные сети, либо просто на зелёную зону. Плюс ко всему, устанавливаем трёхфазные колодцы и просто выкачиваем воду. Основной сбор воды, где есть в осенне-весенний период, практически уже устранили. Осенние дожди покажут, насколько эффективной была работа.
Хватит застраивать!
В микрорайоне «Батыс-2» сейчас проживает около 80 тысяч человек. Город расширяется, становится привлекательным, поэтому в Актобе переезжают из сельских районов и других регионов.
– Кто стоял в очереди с 2007 года, сегодня получает жильё, – говорит аким. – Конечно, активно застраиваются новые жилые массивы и частный сектор. Горожане жалуются, что «Батыс-2» сильно застроен домами, не хватает социальных объектов, в основном школ и детских садов. В начале года составили план компактной застройки. Пришлось отменять какие-то решения по строительству домов, потому что все хотят строиться в этом районе – ликвидная земля, дома быстро продаются. С другой стороны, мы получаем проблемы из-за перенаселённости: нет школ для детей, не учтена шаговая доступность – социальные объекты находятся далеко от жителей. Всё это неправильно с точки зрения развития города. В Батысе-2 планируем построить три школы. В новом районе Батыс-3 будет выдача земельных участков только согласно генеральному плану.
Сегодня выдача земельных участков, где нет инфраструктуры, запрещена. Жители Жанаконыс-3,4, Бауырлыстар-3,5 жалуются на то, что в новых домах нет нормальных условий для проживания.
– Есть такая проблема, что люди получают участки, но в этих районах нет соответствующей инфраструктуры, – подтверждает аким города. – Одно время был очень большой поток на ИЖС. Планировалось, что быстро решатся вопросы с инфраструктурой, но когда начали оформлять соответствующие документы, суммы пошли не миллионные, а миллиардные, не потянули. В прошлом году мы полностью провели работу по охвату инфраструктуры. Сделали проектно-сметную документацию – из 53 жилых массивов в 32-х не созданы комфортные условия для проживания: где-то нет газа, где-то водоснабжения. Нам нужно 30 миллиардов тенге. На данный момент правительством утверждён план финансирования, и с переходящих объектов прошлого года мы получили 1,8 миллиарда тенге, на 8,4 миллиарда мы уже завершаем работу в 18 населённых пунктах. Также финансируются объекты из областного бюджета на 6,5 миллиарда тенге. Половину финансирования уже получили, процесс пошёл, и в следующем году мы полностью решим эту проблему. Сейчас строго выдаём земельные участки только там, где есть инфраструктура. Мы, конечно, хотим стать городом-миллионником, но выдачу земельных участков должны соизмерять с нашими возможностями. Бывает, что инфраструктура сдана, но она не осваивается. Мы видим воровство государственного имущества, тогда подключаем полицию.
Камера следит за тобой
Аким города рассказал, как проходит работа по поимке вандалов.
– Если честно, очень слабо, – признаёт Асхат Шахаров. – Мы надеялись на активность наших жителей. Но, как мы видим, они активны анонимно. Хотя я лично гарантировал и анонимность, и вознаграждение. Увы, всего меньше 10 обращений. Наши жители хотят оставаться в тени и предпочитают жаловаться в соцсетях. Вся надежда на камеры, которые будут фиксировать чей-то беспредел. В планах установить, как минимум, 2 с половиной тысячи камер нового формата. Это будет ситуационный центр, где сотрудники будут выявлять нарушителей порядка по видеосистеме, либо по жалобе. При выявлении вандалов будет общественное порицание, при повторных нарушениях – наказывать штрафами. Судебная практика позволяет привлекать их к общественным уборкам или восстанавливать то, что они сами сломали.
Ещё один парк-триатлон
В Актобе строятся спортивные площадки. В городе планируется построить за счёт бюджета 5 ФОКов. В триатлон-парке будет построена третья дорожка.
– Одна у нас для велосипедов, вторая – беговая дорожка, а третья будет для пешеходов, и мамы с колясками смогут спокойно там гулять, – делится планами аким Актобе. – Опасно, когда велосипед едет на всей скорости, а кто-то идёт в это время по дорожке. В районе «Нур-Сити» тоже будет триатлонный парк, конечно, не такого масштаба, как напротив парка президента, но со всей необходимой спортивной инфраструктурой. Мы увидели, когда построили парк-триатлон, сколько у нас активных людей! Это и велосипедисты, и любители спортивной ходьбы. Так быстро спортивным духом «заряжаются» другие жители. Также начата работа по велодорожкам, проложим 52 километра. Многие сегодня хотят пересесть с машины на велосипед, поэтому мы должны создать для этого все условия.