Не жалеть, а помогать
Для детей с особыми потребностями должны быть созданы условия во всех казахстанских школах и детских садах к 2025 году. Что такое инклюзивное обучение? От английского слова inclusion – включение, то есть, когда дети, независимо от их физических, психических и интеллектуальных способностей, включены в общую образовательную систему.
К сожалению, в Казахстане с каждым годом растёт число детей с особенными потребностями, которым нужно инклюзивное обучение.
– Согласно действующему законодательству Республики Казахстан, психолого-медико-педагогические консультации осуществляют обследование и консультирование детей, оценку особых образовательных потребностей и специальных условий для получения образования, определение образовательной программы, а также направляющей на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями, – разъясняет руководитель отдела опеки, попечительства и специального образования управления образования Актюбинской области Кайрат АЛДАЖАРОВ. – Исходя из медицинского заключения комиссии, и с обязательным учётом мнения родителей, мы организуем образовательный процесс: в школе, спецшколе или на дому. В инклюзиве немаловажная роль отводится безбарьерной среде: пандусы, поручни, адаптированные санитарные узлы, тактильные дорожки и прочее. Наша цель: своевременная коррекция и социализация особенных детей. То есть инклюзия – это обеспечение равных условий для обучения, воспитания и развития в целом по принципу «разные – равные».
Успешно внедряют инклюзивное обучение школы №1, №3, №16, №19, №26, №29, отметили в управлении образования.
Тьютор всегда рядом
Многим деткам с непростыми диагнозами сложно адаптироваться к школьной среде. Помогает таким ребятам педагог-ассистент – это персональный наставник, который всегда рядом с ребёнком. Если ученик с особыми образовательными потребностями быстро устаёт, становится неусидчивым, то наставник занимается с ним дополнительно, в том числе в условиях ресурсного кабинета (при его наличии).
– Тьюторское сопровождение – явление новое в инклюзивном обучении, – говорит руководитель отдела опеки, попечительства и специального образования. – В нормативные акты эта штатная единица была внесена в прошлом году. Если по заключению ПМПК ребёнок нуждается в педагоге-наставнике, тогда школа открывает такую штатную единицу. Отдельно на тьюторов не обучают. На эту должность принимаются специальные педагоги. На сегодняшний день у нас работают 12 тьюторов в двух школах города. В прошлом учебном году было дистанционное образование, а к новому учебному году количество педагогов-ассистентов увеличится. За каждым ребёнком закрепляется один специалист. Не всем особенным детям нужны тьюторы. А вот дети, страдающие аутизмом, остро нуждаются в педагоге-ассистенте.
Родители вправе выбирать организацию образования
– Родители особенных детей вправе обращаться в организацию образования, и, соответственно, школа обязана принимать ребёнка, если есть соответствующее заключение комиссии, которое позволяет ребёнку учиться в обычном классе, – поясняет Кайрат Алдажаров. – Ни один руководитель организации образования не имеет права отказывать в приёме на учёбу особенному ребёнку. К слову, за нарушение типовых правил приёма в организации образования предусмотрена административная ответственность. В этом направлении мы проводим разъяснительную работу, в том числе с руководителями учебных заведений. Другой вопрос, когда детям на основании медицинского заключения врачей по состоянию здоровья следует учиться дома. Здесь, конечно же, жизнь и здоровье ребёнка – на первом месте.
В этом вопросе наиболее важным аспектом является создание условий для обучения, воспитания и коррекции особенного ребенка. Так, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата нуждаются в «безбарьерном доступе», специализированной мебели, расположении класса на первом этаже, вблизи санитарных узлов. Дети с аутизмом зачастую неусидчивы, не могут долго сидеть на одном месте, многие кричат, бегают, отвлекают одноклассников. В решении этой проблемы помогают ресурсные кабинеты. Ребёнка надо отводить в ресурсный кабинет, где есть зона релаксации, мягкие игрушки, можно свободно порезвиться и после этого вернуться обратно в класс. Ученику с нарушением зрения мы можем предоставить учебники с увеличенным шрифтом, посадить его за первую парту. В школах №26 и №29 работают тьюторы, также в этих учебных заведениях открыты ресурсные кабинеты.
В обычных классах дети с нарушением интеллекта обучаются по индивидуальной программе. Для них составляется специальное расписание, где по рекомендации службы психолого-педагогического сопровождения и по решению педсовета по необходимости исключаются такие сложные предметы, как физика, химия, информатика, иностранный язык, а по математике детям дают несложные задания. Эти дети также могут учиться в обычном классе.
Тяжело в обычных классах
Многие родители хотят, чтобы их дети учились в специальных школах, потому что там – годами наработанная база и опытные педагоги, которые уделяют внимание каждому ребёнку.
– У нас не было учебных заведений для незрячих детей, – рассказывает руководитель отдела опеки, попечительства и специального образования управления образования Актюбинской области. – Наши дети вынуждены были ехать в интернаты, которые находились в Уральске и Алматинской области. Сами понимаете, как это тяжело: отправить ребёнка на целый год в другой город. В 2017 году на базе общеобразовательной школы №3 открыли класс для незрячих детей. Мы отправляли специалистов обучаться за рубежом, приобрели специальные учебники. Но при школе не было интерната, поэтому спецкласс перевели в специальную школу с нарушением слуха, сейчас это комбинированная школа-интернат-колледж для детей с нарушениями слуха и зрения. В обычной школе организовать обучение для незрячего ребёнка достаточно сложно: чтобы для него создать условия, требуется очень много усилий. По шрифту Брайля мы должны обучить всех педагогов, которые преподают у данного ребёнка. Мало кто из учителей сможет освоить этот шрифт, как не освоит и жестовую речь. По стране около 20 вузов готовят дефектологов. Но не каждый специалист-дефектолог сможет работать по шрифту Брайля. Здесь уже проблема в узких специалистах. Конечно, данной категории детей желательнее было бы учиться в специальной школе.
Добрее надо быть
Однако проблема инклюзивного образования не только в создании специальных условий, но и в непонимании со стороны общества. Ведь инклюзивное образование – это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития. Не всегда ученики и их родители принимают особенного ребёнка. И наша главная задача в таких случаях – проведение правильной разъяснительной работы со всеми участниками образовательного процесса, а именно – с педагогами, школьниками и их родителями.
– Дети всегда равняются на своих сверстников, – считает руководитель отдела опеки, попечительства и специального образования управления образования Актюбинской области Кайрат Алдажаров. – В этом заключается социализация ребёнка. Особенный ученик тоже не захочет отставать от здоровых детей, будет стараться в учёбе, участвовать в общественной жизни школы. И у одноклассников развивается чувство милосердия, они становятся терпимее друг к другу, добрее. В инклюзивном обучении много таких позитивных моментов.
Как сообщили в управлении образования, за последние 3 года в области были открыты 1 специальный коррекционный детский сад, 1 психолого-медико-педагогическая консультация, 4 кабинета психолого-педагогической коррекции, 1 областной инклюзивный лагерь, 18 ресурсных кабинетов поддержки инклюзивного образования.