На пенсии с указкой
Ещё несколько лет назад педагогов со стажем буквально выпроваживали из школы, едва они достигали пенсионного возраста. Сейчас ситуация перевернулась в корне наоборот, только вот самим учителям с такой системой образования оставаться уже не особенно-то и хочется.
– На самом деле сегодня в школах работают учителя-пенсионеры, – подтвердила руководитель управления образования Актюбинской области Лаззат УРАЗБАЕВА. – По области 294 педагога, которые уже должны были уйти на заслуженный отдых, но остались по разным причинам.
Как утверждает руководитель областного образования, пенсионеры остаются работать в школах не только из-за нехватки специалистов, но и по собственному желанию.
– Очень много педагогов со своими личными достижениями и успехами, с кем не хотят расставаться директора и настаивают на их дальнейшей рабочей деятельности, – отметила Лаззат Аманжоловна. – Буквально в прошлом году было сразу 18 вакантных мест на должность директоров школ, которые оказались пенсионного возраста. Но как отпускать директора с огромным опытом работы и приглашать на его место молодого, ещё мало что понимающего специалиста, который должен управлять огромным учебным заведением?
Работайте на здоровье
Как отметила руководитель образования, любых молодых специалистов нужно учить, поэтому сейчас не время отпускать профессионалов, которым есть чем поделиться с новоиспечёнными педагогами.
– Нужно отметить, что сейчас чувствуется нехватка учителей начальных классов с русским языком обучения, учителей математики и физики, именно поэтому чаще всего на этих местах можно встретить педагогов пенсионного возраста, – говорит Лаззат Уразбаева. – В некоторых школах есть учителя, которым уже 68-70 лет. Конечно, этих работников уже нужно отпускать на заслуженный отдых, потому что учительская работа – это нелёгкая работа. Мы уже действуем в этом направлении, надеюсь, что скоро всё разрешится и появятся новые специалисты, которые станут достойной заменой старшему педагогическому поколению.
Однако, как было отмечено в управлении образования, желающих работать пенсионеров-учителей не будут оставлять без работы. Им предлагается наставническая работа. Да и работать с детьми им никто не запретит, если на это есть желание и силы.
А вот желания и сил работать по новой программе у педагогов пенсионного возраста не так-то много. Многие отмечают, что готовы продолжать свою педагогическую деятельность ещё хоть несколько лет, только бы вернули старые учебники и программу.
Неизлечимая болезнь педагогов
Учитель начальных классов Галина КАТЕНОВА проработала в средней школе №26 уже больше 40 лет, и, несмотря на то, что большую часть своей жизни она провела за проверкой тетрадей и каждодневным повторением одних и тех же правил и уравнений, учитель понимает, что всему своё время.
– Конечно, я могу работать и полно ещё сил, только уже понимаю, что я не работаю, а дорабатываю, – поделилась Галина Жарлыкаповна. – Имея высшую категорию, понимаешь, что вроде всего уже добился, но хочется ещё чему-то новому учиться, участвовать в конкурсах, готовить проекты. А когда в списках видишь фамилии молодых, ты понимаешь, что у них всё ещё впереди, а ты вне плана, ты… дорабатываешь.
Галина Жарлыкаповна отмечает, что, даже если она уволится с места работы, она уже не уволит в себе педагога.
– Это уже заложено в нас: исправлять неправильно говорящих собеседников, делать замечания ругающимся подросткам на улице, даже если они не из твоей школы, объяснить перебегающим дорогу ученикам, что так делать нельзя. Это не лечится уже! – смеётся педагог.
Учитель призналась, что в любом случае болеет за свой класс и не может оставить своих детей на полпути.
Просто не могут отказать
– Я не привыкла, чтобы как попало, – заявила Галина Катенова. – Проработав 6 лет в две смены, сейчас я веду только один класс. И у меня ощущение, что я играю, а не работаю. Меньше тетрадей, меньше заданий, меньше детей. Сейчас мне гораздо легче работать. Когда я работала в две смены, то ценила время, потому что его не было. Я ложилась в 5 утра спать. У меня вообще не было отдыха. Сейчас я могу всецело отдать себя одному классу, и ещё останется время на моих внуков, семью и себя.
Как отметила Галина Жарлыкаповна, в успехе учителя важную роль играет семья, которая не только поддержит морально, но и поможет на деле.
– Я не готовлю, не глажу, не стираю, я ничего не делаю по дому, я только в работе, – поделилась учитель. – Работать в две смены может человек совершенно свободный, он не должен быть замужем, не должен иметь детей и родных, не должен отмечать праздники или ходить на концерты. Ему даётся только одно воскресенье, которое он должен посвятить или себе, или написанию планов, подготовке к открытому уроку или встрече с подругами, которых не видел уже полгода.
Галина Жарлыкаповна после такой нагрузки хотела уйти на заслуженный отдых, но администрация школы буквально уговорила её остаться работать и взять хоть один класс.
– Мне пришлось снова засучить рукава и идти в бой, – констатировала педагог. – Конечно, я их не брошу уже. Сейчас они в 3 классе, я их выпущу и могу идти со спокойной душой. Больше работать я не хочу. Я уйду с чувством выполненного долга.
Хотя с ответом на мой вопрос о том, что если ситуация не изменится и придётся через год снова брать новых детишек, Галина Жарлыкаповна засомневалась.
Тут нужно отметить, что есть в учителях качество безотказности и чувство ответственности. Не могут они отказать ребятишкам, которые пришли учиться, а их просто некому учить.
Нелёгок труд педагога
– Ситуация в школе за всё время моей работы очень изменилась, – подметила Галина Катенова. – Изменились дети, изменилось отношение к школе и учителям, изменились сами родители и система образования в целом. Родители стали меньше уделять времени своим детям, взвалив все обязанности по воспитанию ребёнка на учителя.
Галина Жарлыкаповна – яркий пример тому, как трудно уйти педагогу на заслуженный отдых. Сначала тебя не отпускает директор, потому что нет замены, потом тебя не отпускает долг перед детьми, которых ты обещал выпустить, потом окончательно уйти не даёт личный интерес к работе и нежелание остаться без привычного занятия.
– Нас, пенсионеров, сейчас не выгоняют из школы, мы тут нужны, – уверенно заявляет учитель начальных классов. – Если бы не годы, я бы работала и работала. Но ощущение, что ты уже не нужен школе, как раньше. Да, мы даём знания, сдаём все отчёты, всё как положено. Но нуждаемся мы в них больше, чем они в нас.
Правда, не совсем согласна с этим заключением директор средней школы №26, которая призналась, что не представляет пока работу своей школы без этих учителей:
– Проблема отсутствия специалистов существует и в нашей школе, особенно это касается учителей начальных классов, – говорит директор Ляззат ТАЖИБАЕВА. – Конечно, педагогам нужно идти на заслуженный отдых, но пока школа в них нуждается, в них нуждаются сами ученики. И если у учителей есть желание и силы, то мы только рады будем продолжить с ними работать. Я думаю, что и на следующий год мы будем уговаривать наших пенсионеров остаться, потому что пока наша школа не готова оставаться без профессионалов своего дела.
Возможно, актюбинским школам придётся пойти по пути директоров карагандинских учебных заведений, которые буквально отозвали с заслуженного отдыха пенсионеров обратно на рабочие места.
В связи с нехваткой молодых специалистов, которые отказались работать в школе из-за низкой зарплаты, в Караганде более 300 педагогов, вышедших на пенсию, попросили вернуться в стены родных школ.
О проблеме отсутствия молодых специалистов в школах сообщал и аким Астаны. По его данным, в столице не хватает 150 педагогов, а в ближайшие три года Астане потребуется ещё 3.000 учителей.