Место встречи изменить нельзя
Акция автолюбителей в этот день проходила по всему Казахстану. Перед тем, как собраться, активисты снова напомнили, что это не митинг, не демонстрация, не какая-либо другая акция протеста. Просто народ воспользовался законным правом на разъяснение новых поправок к законодательству от властей.
Прибывшие к акимату первый замакима области Рахат СЫДЫКОВ и заместитель начальника департамента полиции области Канат АЛИЕВ выслушали собравшихся и, как и требовалось по закону, всё разъяснили дежурными фразами.
Хотя, как признались сами водители, какого-либо решения вопроса именно в этот день они и не ждали. Сейчас важно постоянно напоминать властям о своих проблемах, привлекая внимания подобными акциями.
– Часто говорят, что мы нарушаем правила дорожного движения и не платим налоги, – говорит Эдуард, владелец минивэна из Армении. – Машина оформлена на меня, налоги я плачу в Казахстане, хоть это и дороже. Соблюдаю всё, что в моих силах. Вот даже два детских кресла установил на заднем сидении, как это требуется по закону. Минивэн из Армении у меня не потому, что это дёшево, а потому, что машину такого качества у нас, в Казахстане, просто не купить. Я бы сразу поставил её на наш учёт, если бы только сумма была адекватной.
Театр одного актёра
О полной амнистии для ввезённых автомобилей никто из водителей не говорит. Они согласны стать на учёт на тех правилах, что прописаны для покупателей машин в Казахстане, и даже оплатить штраф, примерно в 100.000 тенге. Только это может пополнить бюджет страны на 17 млрд тенге. Но власти, видимо, считают эту сумму слишком маленькой для казны и намерены ободрать незадачливых водителей по полной.
После поручения главы государства «выйти из сумрака» водителям армянских авто стало ещё накладнее. По новым правилам, жёлтые номера обойдутся не менее чем в полтора миллиона тенге, и это только временная мера. Платить полтора миллиона, чтобы год спокойно поездить, естественно, не хочет никто из водителей.
На момент публикации по всему Казахстану жёлтый номер получил только один водитель, хотя автоЦОНы готовились к наплыву клиентов. Актюбинские владельцы машин с иностранными номерами даже сомневаются, реален ли этот человек из выпуска новостей, или это актёр, нанятый чиновниками на роль чересчур законопослушного гражданина.
Это было давно и неправда
В Уральске собранием у акимата дело не ограничилось. Там автолюбители пошли ещё дальше. Они показали чиновникам из городского акимата два сюжета крупных телеканалов. 13 сентября прошлого года в новостях на канале «Атамекен Бизнес» официальный представитель Казахстана в ЕАЭС Серик ЖУМАНГАРИН заявляет, что никакого ограничения для авто из этих стран в РК не будет. И во втором ролике телеканала «Евразия» начальник комитета административной полиции МВД РК Марат ТУЯКБАЕВ тоже однозначно заявляет о том, что никаких ограничений к таким автомобилям предъявляться не будет. Этот ролик датирован 4 июля 2019 года.
С этими фактами чиновники спорить не стали, но, в свою очередь, пояснили, что речь идёт о свободном передвижении авто по дорогам страны. А про то, что водителей никто не заставит регистрировать автомобили за бешеные деньги, речи не было.
Мамина забота
Согласно действующему международному законодательству, автомобили являются товарами личного пользования и имеют статус товаров экономического союза, находятся на территории Казахстана на законных основаниях и не должны ограничиваться какими-либо запретами со стороны внутренних законов РК.
Сейчас водители автомобилей с иностранными номерами собирают подписи под петицией на имя премьер-министра РК Аскара МАМИНА с требованием амнистировать уже ввезённые машины.
«Мы, граждане Республики Казахстан, попавшие в данную ситуацию по вине государственных контролирующих служб и по собственному недопониманию законности ввоза данных автомобилей, требуем компетентные органы государства амнистировать уже ввезённые автомобили и поставить их на постоянный учёт независимо от требований техрегламента, без уплаты таможенных пошлин и сборов за первичную регистрацию. Либо дать владельцам (уже ввезённых машин) использовать эти авто до полного износа без регистрации на территории РК, признав их товаром союза», – говорится в петиции.
Петиция была размещена в интернете 2 февраля и менее чем за сутки собрала уже более 2,5 тысячи подписей.