«Людям нужно помогать»
Сразу скажем, что, помимо руководства центром духовно-нравственного воспитания «Анаға тағзым», Алтынай Муханова состоит в комиссии по экономике, бюджету и финансам городского маслихата. Рассмотрение бюджета на нужды города – очень ответственное дело, этот процесс проходит не за один день.
– До сессии мы ознакамливаемся с цифрами, проводим свою внутреннюю комиссию, – рассказывает о рабочем процессе депутат городского маслихата Алтынай Муханова. – Бывает, что во время самой сессии, когда отчитывается финансовый работник, мы оспариваем какие-то моменты, потому что бюджет требует к себе большого внимания и строгого отношения. Если бюджетные деньги пойдут не туда, куда нужно, то есть будет нецелевое использование, то нам за это отвечать. Представители нашей комиссии собираются почти каждый месяц. Во время карантина мы тоже работали, но в формате онлайн. Если есть какие-то изменения, дополнения по бюджетным средствам, то рассматриваем, правильно ли их распределяют, по тем ли статьям; может, в другой сфере финансы нужны больше. Каждый член комиссии имеет право предложить, куда, по его мнению, лучше направить бюджетные средства. Мы должны понимать, что деньги пойдут на развитие Актобе. Например, когда была нехватка автобусов, бюджетные средства направили перевозчику.
Решить проблему с автобусами!
Раз зашла речь о ситуации с общественным транспортом, мы спросили мнение депутата по этому поводу.
– С транспортом проблему решают, но она не решается! – возмущается Алтынай Муханова. – Мне звонят, как депутату, и говорят, что вот наши сотрудники в субботу и воскресенье не могут попасть на работу, потому что автобусы не ходят или же ходят очень редко. Обидно за наш народ, что мы никак не можем наладить систему передвижения! Да, получили дополнительные автобусы, это хорошо. Не там плохо, где не делают, а плохо там, где не анализируют. Перевозчики жалуются, что автобусы часто ломаются. Так вы посмотрите, каких водителей сажаете за руль! Я сама 20 лет проработала в транспортной сфере, и знаю, что такое износ резины, запчастей. Мы с депутатами ходили посмотреть, в каких условиях работают водители общественного транспорта, так вот: у них очень холодные боксы. В 6 утра человек заходит в ледяной бокс, потом ещё полчаса прогревает холодный салон автобуса. В первую очередь, чтобы транспорт хорошо работал, надо создавать условия для работников. Тем более – скоро зима, ещё и пандемия, надо заботиться о том, чтобы наше население не переохлаждалось на остановках и в автобусах.
Сперва ливнёвки, потом – дороги
Ещё одна боль города – это мусор, говорит депутат городского маслихата.
– Здесь просто нужно донести до организаторов по вывозу мусора, что они должны работать с населением и вовремя собирать деньги за свои услуги, – считает Алтынай Муханова. – И тогда ни одна компания не будет в проигрыше. Как вы знаете, у мусороуборочных компаний единиц техники по пальцам перечесть. А какая хорошая база у нас была… Но нерешаемых проблем не бывает. Как говорят, не там чисто, где убирают, а там, где не сорят. Каждый житель должен аккуратно выносить свой мусор, а не так, как у некоторых: всё разлетится, пока дойдёт до контейнера.
Высказалась депутат и о проблемах с ливнёвками. Дожди превращают Актобе в Венецию. По дорогам плывут автобусы и машины, а люди ищут «островки безопасности».
– Когда начинаются дожди или тает снег, дороги заполнены водой, – подтверждает депутат. – И, мне кажется, разрушается большинство дорог именно из-за отсутствия ливнёвок, а не по причине плохого качества дорожного покрытия. Сперва хороший хозяин сделает ливнёвку, чтобы вода не попадала на асфальт, не разъедала его, а потом будет строить дороги. Раньше ведь были ливнёвки, я помню, как ещё в детстве мы их перепрыгивали. Посмотрите, как хорошо сделаны арыки в Уральске. В Кокшетау тоже: если дождь пройдёт, асфальт сухой. Почему в Актобе при строительстве дорог не предусматривают ливнёвки?
Недавно аким города Асхат ШАХАРОВ рассказывал о том, что работа по водоотведению начата. Проведены геодезические работы, выявлены нижние точки, где скапливается вода. Это 43 участка, по которым больше всего жалоб у жителей. Там уже идут работы – из бюджета выделено 108 миллионов тенге. В начале года было выделено 80 миллионов тенге на арычную систему, проходящую по центральным улицам.
Больше просвещать
Алтынай Муханова рассказывает, что, работая депутатом, она часто сталкивается с тем, что большинство нашего населения юридически неграмотное.
– Люди не знают, как начинать свой бизнес, где можно получить субсидии, ничего не слышали о центре обслуживания предпринимателей «Даму», – удивляется депутат маслихата города Актобе. – Мы должны больше говорить об этом. Когда начинаешь рассказывать гражданам об их возможностях, у них глаза загораются. Я бы хотела, чтобы чаще проходили такие встречи, просвещать актюбинцев на эту тему. Ведь действительно государство даёт разные инструменты для развития и поддержки населения. И почему-то кто-то постоянно участвует в различных программах, а кто-то боится даже начать, может быть, из-за нехватки знаний. Поэтому мы должны помогать людям.
Добавим, что недавно прошёл первый слёт на тему социального предпринимательства, в котором участвовала наш депутат.
– Социальное предпринимательство – это НПО, в которых помогают людям с ограниченными возможностями, многодетным матерям, сиротам и другим социально уязвимым слоям населения, – объясняет Алтынай Муханова. – Для социальных предпринимателей будут доступны различные субсидии, льготы по кредитованию и другая поддержка этому бизнесу. Но сначала пройдёт процедура отбора, чтобы определить, кто в Актобе вообще может считаться социальным предпринимателем. Наша цель: популяризировать эту сферу, то есть будем приглашать коучей из других стран, проводить тренинги, форумы. Мы хотим, чтобы наш народ увидел, что это работает.
То тормозим, то едем
От чего устал депутат, так это от онлайн-встреч со своими избирателями.
– Я, как руководитель центра духовно-нравственного воспитания, стараюсь, если есть такая возможность, приглашать людей на живые встречи, – говорит Алтынай Муханова. – Поговорить по душам с многодетной мамой, когда ты видишь глаза человека, слышишь голос. Конечно, во времена карантинов наш центр тоже приостанавливал свою деятельность, как и другие организации. Есть такая странная тенденция: кто бы ни зашёл к нам, начинают говорить, что центр не работает. Я уже никому ничего не доказываю. Наш центр всегда работал и работает! Все занятия, мероприятия мы проводили онлайн во время жёстких ограничений. Когда у нас был летний лагерь, дети и преподаватели поняли, как соскучились друг по другу! Со всеми этими волнами чувствуешь себя так, как будто ведёшь автомобиль. На жёлтом – притормаживаешь, на зелёном – снова едешь, а потом опять красный цвет – и стоишь. Весь город стал светофором, а мы – то набираем скорость, то сбавляем...
Газ – через биржу
В Актобе появились новые проблемы с газом. На заправках не хватает сжиженного топлива, а если оно появляется, то по повышенной цене. Алтынай Муханова является руководителем «Ассоциации поставщиков сжиженного газа», поэтому обстановка с газом её очень тревожит.
– В этой сфере я работаю 20 лет, – рассказывает эксперт. – В 2011 году у нас появилась своя ассоциация. Это отрасль, в которой где-то раз в год, чуть реже, меняются все законы. Если раньше у АГЗС была лицензионная деятельность, то сейчас лицензии убрали, теперь это аккредитованные газовые сетевые организации. Я отслеживаю ситуацию с газом по всем областям. Актюбинская область ещё не испытывала дефицит газа так, как испытывают другие города Казахстана, и цена у нас пока приемлемая. Почему сложилась сегодняшняя ситуация? КТЖ задержало наши 42 вагона из-за большой загруженности, то есть произошёл сбой в поставке. Просто надо понимать, что нельзя задерживать вагоны с газом: это – как хлеб для машин. Все государственные службы ездят на газе. У них отлажена вся система: тендеры, закупы, они не могут просто взять и заправиться бензином. Хочу напомнить, что с 1 января газ можно будет брать только через биржу, соответственно, цена на него начнёт расти. Сейчас идёт ещё какая-то доля социального газа, а с нового года уже не будет регулирования цен, будет просто биржевый газ. Доступ на участие в бирже будет открыт для всех: и для владельцев АГЗС, и ГСО. Но, как мы понимаем, не всегда бывают честными брокеры, они работают в своих интересах. Этот вопрос уже поднимается на уровне министерства.