ПРАЗДНИК ЖДЁМ, КАК И ВСЕ
С расхожей точкой зрения о наплыве клиентов в первые весенние дни согласны далеко не все. Не стоит забывать, что помимо Международного женского дня существуют и другие праздники и памятные даты, в том числе и личные, так что совсем без работы в межсезонье никто не остаётся.
– Пиков продаж как таковых у нас не бывает, – рассуждает руководитель службы доставки цветов Олег УРЖУМЦЕВ. – Бывают определённые заказы, скажем, на день рождения или другие праздники. Женщины, конечно, ждут 8 марта, и мы, конечно, ждём, но как и любой другой праздник.
В этом году, впрочем, экономическая ситуация изменилась. Если раньше цветы в город завозили огромными партиями и часто, то теперь такие поставки сократились чуть ли не в три раза. Как и в любом другом бизнесе, сказываются курс валют и готовность покупателей тратить указанную на ценнике сумму.
– Людям не знаешь, как предложить, – говорит Олег Уржумцев. – Во–первых, мы покупаем в евро. Сейчас курс увеличился в два раза, соответственно, и себестоимость возросла. Если раньше мы по этой цене продавали в розницу, то сейчас у нас опт такой. Получается, только ради поддержания праздника на нужном уровне приходится как–то и цены держать. Хочется, чтобы был ассортимент, чтобы люди не пришли и не сказали, что у нас нет цветов.
БУКЕТИК ХОТЬ КУДА
Тем не менее, доставка цветов на дом или в офис до сих пор пользуется популярностью. После разговора с клиентом тщательно заполняются бланки. Указываются имена, контактные номера телефонов, адрес и время доставки, а также точное время, когда был собран указанный букет.
– Доставка тоже бывает волнообразно, – делится Олег. – Бывает, все звонят в один день, а потом снова тишина. Выручает текучка, постоянные клиенты. Во время доставки всегда стараешься прилагать частичку души, но тут нужно смотреть и по обстановке. Если офис, то там особо не задержишься – пришёл, поздравил и ушёл. А если смотришь, что какая–нибудь бабушка, то и подшутишь, и от души что–нибудь скажешь, чтобы не шаблонно и человеку приятно было.
Поздравить можно и человека, находящегося не просто в другом городе, но и в другом государстве, благо что современные технологии позволяют организовать доставку хоть в Россию, хоть в Китай, хоть в США.
– Одно время очень часто доставляли цветы именно в Израиль и Германию, – объясняет Олег. – Даже так получалось, что по Германии заказов было больше, чем местных. Но с другими странами сложнее работать в том плане, что у них свой график, свои принципы работы, которые нужно учитывать, свои праздники. Вот сколько заказов они успели принять в течение рабочего дня, столько и приняли. Через пару дней присылают отчёт. Им не позвонишь, не уточнишь, не поторопишь. Отправил заявку и жди.
КРАСИВО И ЭФФЕКТНО
Пока букет подготавливается к доставке, есть возможность и полюбопытствовать, какие цветы предпочитают выбирать клиенты. На полках цветочных магазинов, как всегда, разнообразие. Есть и розы, и хризантемы, и орхидеи. Более долгоиграющие варианты – цветы в горшочках, они при должном уходе простоят долго. Тем, кто не готов тратить собственное время и усилия на поддержание здоровья растения, могут подойти более практичные «офисные» варианты.
Разнится и стоимость. За самый простенький букетик в небольшом магазинчике могут попросить от 1.000–1.500 тенге. Огромные охапки роз могут обойтись клиенту в несколько десятков тысяч тенге.
– Последнее время очень полюбили орхидеи, – рассказывает Олег Уржумцев. – В праздники берут в основном цветущие цветы. Они красивые и эффектные, улыбка сама собой появляется. В прошлые годы больше всего брали «срезки» – обыкновенные букеты.
И ШАРИК ПРО ЗАПАС
Когда букет наконец–то готов, можно выезжать поздравлять клиента. В машину аккуратно загружаются красиво упакованные цветы, связка с воздушными шариками, конфеты и корзинка с лепестками роз. Ещё шарик–другой обычно берётся про запас, чтобы не возникало неприятных случайностей.
А в семье именинницы Беллы Эдуардовны уже ждут курьера. Когда дверь открывается, на радостные поздравления высыпают все, а не только виновница торжества. В этот раз, впрочем, как и в большинстве случаев, поздравление воспринимается радостно и со счастливой улыбкой на лице. Пока курьер делает фотографию для отчёта, довольная клиентка взволнованно суетится:
– Корзиночку–то можете забрать…
От такой добродушной и счастливой реакции настроение поднимается и у курьера. В работе вообще самое главное – это чтобы клиенты остались довольны услугами.
Ксения ВИШЕНИНА,