Кто на ком ездит?
То, что в Актобе с общественным транспортом то и дело возникают проблемы, уже никого из горожан не удивляет. Всего город обслуживает больше 300 автобусов, но и их недостаточно, чтобы предотвратить заторы и давку и сократить время ожидания.
– Нам не хватает для полноценной работы общественного транспорта 80-100 автобусов, – подтвердил градоначальник Мавр АБДУЛЛИН. – До марта 2020 года планируется установить на автобусы видеокамеры, валидаторы, громкоговорящие устройства, ввести единую форму для сотрудников, изменить наименования остановок и направления маршрутов. Также до конца года мы планируем закупить новые автобусы.
Подобными обещаниями актюбинцев кормят уже не первый год. Пока что валидаторы установлены лишь на части автобусов, принадлежащих ТОО «ПАТП», маршруты то и дело передают от одного перевозчика другому, а пассажиры вынуждены дожидаться нужного автобуса на холодных узких остановках.
Маршрут раздора
Недавно ТОО «ПАТП» объявило о том, что просьбы хотя бы части актюбинцев были услышаны: маршрут №55 начал курсировать по городу с 29 января. Всего, как прокомментировал перевозчик, 10 автобусов должны ходить по заданной схеме с 10-минутным интервалом. Маршрут №55 охватывает старый город, 11-й микрорайон, часть проспекта Абилкайыр хана, улицы Пацаева и Рыскулова.
Восторга новый маршрут не вызвал у второго перевозчика – ТОО «Автопарк». Компания обвинила городской отдел ЖКХ в некомпетентности и игнорировании законов.
– Как оказалось, для создания нового маршрута №55 просто достаточно нарисовать нужную схему, присвоить любой понравившийся номер (как раньше №51, 52) и передать его для работ своему же перевозчику. При этом не надо заморачиваться и проводить ни конкурс, которого требует закон, ни общественные слушания, ни обследования. Это просто абсурд! Мы не против новых маршрутов, но зачем их увеличивать, если есть нерешённые проблемы с существующими? Очевидно, что инициаторы создания данного маршрута преследовали лишь цель извлечения максимальной выгоды, дублируя маршруты ТОО «Автопарк». При этом никто никогда в городе не поднимал вопрос о связывании района «Шанхай» с «Парком Пушкина», в нём абсолютно нет никакой необходимости. В то время, когда стоят остро вопросы оптимизации транспортного сообщения новых и пригородных районов города! – утверждают представители ТОО «Автопарк».
Померяемся автобусами?
Досталось, одним словом, и акимату, и отдельно ЖКХ, и старым автобусам, которые назвали откровенным металлоломом. Ответ от ЖКХ в интернет-войне последовал быстро.
В ведомстве объяснили, что сейчас проходит лишь обкатывание маршрута, которое продлится 2 месяца. Только после этого будет объявлен конкурс на официального перевозчика, никаких нарушений. А направление было выбрано лишь потому, что оно является одним из самых загруженных.
Ответная шпилька всколыхнула комментарии. Отдел ЖКХ напомнил, что после передачи части маршрутов от «ПАТП» «Автопарку» якобы увеличилось число жалоб на качество оказываемых услуг. Поэтому чиновники устроили опрос, после которого снова замолкли:
«Осуществление пассажирских перевозок в конкурентной среде позволит повысить качество предоставляемой услуги, которую заслуживают наши горожане. Уважаемые актюбинцы, по вашему мнению, кто лучше справляется с поставленной задачей? «ПАТП» или «Автопарк»?» – уточнили в отделе ЖКХ.
Не занимайтесь показухой
Опрос быстро оброс жалобами и предложениями. Мнения разделились (стиль и орфография авторов сохранены):
zevymi: «Автопарк частники, ПАТП создан на бюджетные деньги, сравнение и опрос не уместен, по статье можно сказать что вы против частных предпринимателей».
altynay_0721: «ПАТП лучше и в плане того что соблюдает интервалы, кондуктора вежливые, водители культурные. Верните пожалуйста 5 маршрут обратно ПАТП, автопарковские водители не ездят после 19 часов по 5 маршруту».
venera.231: «Нужно руководству ПАТП и Автопарк, представителям акимата и ЖКХ проехаться по всем маршрутам в часы пик. Сделать так сказать «горячий тур» чтобы на себе почувствовали и испытали сами, что творится в общественных транспортах города ежедневно в часы пик. Может, после этого возьмутся разумно работать. Зачем вы закупаете автобусы меньшей вместимости? Тогда нужно сократить интервалы движения, продлить график движения автобусов до 21:00. Оплату за проезд подняли, а качество обслуживания на низком уровне. Работайте на совесть. Не нужно заниматься «показухой»».
oleg.k7: «ПАТП лучше, так как они не ноют каждый год как Автопарк «Поднимите оплату за проезд мы не вытягиваем, а если поднимите, то мы установим GPS и безналичный расчёт». Ну не болоболы? Ведь подняли оплату, а ничего не изменилось!».
nuradiaz: «АВТОПАРК молодцы, заставили психануть акима, а то вообще не работает».
Китайцев на вас нет
В «Автопарке» отмечают, что высказывались в адрес чиновников, а не конкурента, и назвали опрос попыткой настроить перевозчиков друг против друга.
Очередная партия словесного пинг-понга перетекла в новый спор: по сообщениям «Автопарка», акимат с 29 января не может утвердить схемы новых маршрутов №6, 25, 38, 43.
– Прошло уже больше недели, за это время в Китае построили с нуля целую больницу на 1.000 мест, а наши курирующие чиновники городского отдела ЖКХ до сих пор никак не могут утвердить маршруты №6, 25, 38, 43! – сокрушаются в «Автопарке».
О том, когда будут запущены новые маршруты и будут ли, пока не сообщается. Бесконечные споры о том, у кого автобусы лучше, продолжаются.