«ИЖС нужно переносить за городскую черту»
Прежде всего, почему понадобился новый генеральный план застройки города? Председатель ПК «Актюбгражданпроект» Аубакир АЖГАЛИЕВ показывает карту генплана 2016 года.
– Сейчас по Хромтауской трассе появились малоэтажные посёлки, – говорит Аубакир Гусманович. – В сторону Хобдинской трассы понастроили частных домов. Заметьте, на карте этих застроек нет. В сторону аэропорта, где планировали поворот взлётно-посадочной полосы, на пути поворота тоже возникли малоэтажные дома. Теперь вообще стоит проблема выноса аэропорта на 20-40 километров. Из-за хаотичного строительства нужно растягивать всю городскую коммуникацию. Город рискует превратиться в деревню, где вокруг частный сектор. Генплан – главный градостроительный документ, который составляют на 20-30 лет. Один генплан стоит 100-200 миллионов тенге. Тратить государственные деньги, чтобы 5-6 лет он нарушался – и опять выделять деньги на новый… У нас нет по законодательству контроля и ответственности за исполнение градостроительной документации. Если бы прежний генплан соблюдался, то не пришлось бы его корректировать.
ИЖС нужно полностью переносить за черту города, уверены архитекторы.
– Мы бьёмся за то, чтобы в Актобе было как можно меньше индивидуального жилья, – говорит главный архитектор проектного института Нурлан БУРАНБАЕВ. – Надо развивать районные центры: Алгу, Кандыагаш, Хромтау. У нас люди сначала строят, где попало, а потом выпрашивают статус ИЖС для их земельного участка. Это же не так просто, придётся проводить всю инфраструктуру к этим участкам. Представьте: улица длиной в километр, и сколько нужно средств, чтобы протянуть туда все коммуникации. Или на этом километре лучше построить девятиэтажные дома, где будут проживать около 10.000 человек и больше?
А потянем?
На презентации нового генплана проектировщики бодро отрапортовали, что к 2050 году Актобе будет крупнейшим мегаполисом с численностью населения в 950.000 человек.
– В масштабах области есть такой же генплан под названием комплексная схема территориального развития, – рассказывает Буранбаев. – Был разговор о создании 4-х агломераций, в которых проживал бы миллион человек. У нас в самой области нет такого количества. Где брать столько людей? Значит, нужно привлекать население со стороны. А для этого мы должны предложить комфортную среду проживания и решить все социальные проблемы, которые не решаются многие годы. Готов ли город обслуживать миллион человек?
Что нам стоит дом построить
Застройщики лепят, как пирожки, новые бюджетные дома. А потом жители новостроек жалуются на проблемы с водой, светом, интернетом, отсутствием садиков и школ и на другие проблемы.
– Инфраструктура Актобе отстаёт от строительства города, – разъясняет председатель ПК «Актюбгражданпроект» Аубакир Ажгалиев. – Прежде чем отводить землю, там уже должна быть вся готовая инфраструктура. У нас как: человеку отвели участок в степи, и он для себя тащит инженерные сети, значит, у кого-то выбьет эту сеть. В первую очередь, у нас проблемы с водой. Кундактырского водозабора уже не хватает, сейчас ведут разведку Сарбулакского и Моисеевского месторождения. Жилой массив «Батыс-3» строят, но там нет этих источников воды. Поступление газа в Актобе уже ограничено. В «Батысе-1» и «Батысе-2» проблемы с электричеством: если в одном доме отключат свет, то у всех жителей района не будет. Тянут с разных посёлков «ветки» газа и электросети. Людей поселили в степи: ни дорог, ни ливнёвок.
Заказчик – барин
В Актобе главный хозяин, который решает, где ставить дом, – заказчик.
– Город строится сам по себе! – возмущается бывший архитектор области Нурлан Буранбаев. – Архитектор города раньше был бог и царь в хорошем смысле слова. Есть такое понятие: вынос объекта в натуру – этот документ обязательно регистрировался в органах архитектуры, где смотрели, соответствует ли он генеральному плану. Сейчас главный архитектор в принятии объекта не участвует. В процессе непонятных реформ сильно пострадали органы архитектуры. Генплан – это документ своего рода коллективного договора, за ним должен следить главный архитектор. Сегодня отделу архитектуры связали руки. Они не имеют права посещать некоторые объекты, требовать дополнительные документы от застройщиков, к примеру, такие, как акт разбивки. Роль архитектуры занижена. Почему убрали градосовет? Потому что это дополнительное препятствие для бизнесменов. В Алматы создали хотя бы общественный совет при акимате, у нас с этим медлят. Отводом земель занимается не архитектура, а земельный комитет – это вообще неправильно, у них другие приоритеты. Я понимаю, такая система в Европе, где у людей другое отношение к закону. Но у нас же каждый сам по себе, и государство не должно самоустраняться.
А для застройщика главное: меньше вложить и больше получить. Вот и получается, что вместо детского сада в новом жилом массиве вырастает ещё один дом.
– Рядом со школой, где по нормативам должен быть стадион, оттяпали кусок и построили жильё, нарушая нормы ПДП (план детальной планировки), – добавляет Аубакир Ажгалиев. – Строят дома, где под землёй проходят инженерные сети, чего категорически нельзя делать. Генплан нарушается не только снаружи, но и изнутри. Отдали всё в руки частникам. Заказчик платит деньги подрядчику, авторскому надзору, технадзору. А кто платит, тот и хозяин.
Ляпы нашего городка
Недоумение у главного архитектора проектного института вызвало недавнее переименование городских районов.
– «Нур Актобе» теперь стал микрорайоном Есет батыра, – рассуждает Нурлан Буранбаев. – Я понимаю, что это наш национальный герой, но в Актобе уже есть улица Есет батыра. И почему у нас жилые массивы называются микрорайонами? «Батыс-1», «Батыс-2» – это жилые массивы, так же, как и бывший «Нур Актобе». И получается, что внутри микрорайона Есет батыра снова микрорайоны: Есет батыра-1,2… Такое ощущение: кто этим занимался, не видит разницы между этими двумя понятиями. Как записали, так и сойдёт. Такие ляпы не украшают город. А потом люди путаются, где какая улица, какой дом.
Что имеем, не храним
В Актобе нет своего архитектурного стиля.
– Городской акимат объявлял конкурс на дизайн города, но нас не приглашали, – разводит руками главный архитектор проектного института. – Всё проходит как-то кулуарно. В городе часто ставят памятники. Вообще памятников не должно быть много, но чтобы они были, как говорится, выстраданы скульпторами. А когда они на каждом шагу, кроме раздражения, у людей ничего не вызывают. С таким подходом мы просто принижаем достоинство великих исторических личностей. Ещё одна проблема: у нас нет ни одного дома со статусом архитектурного или исторического наследия. Странно, но по республиканским критериям наши здания не проходят. Я считаю, город должен сам решать, в каких районах, кварталах нужно на законодательном уровне запретить изменения планировок, фасадов домов. Например, старинное здание по улице Некрасова, где раньше была женская гимназия, отдали под кафе и сделали облицовку. В Жилгородке сколько уже испортили красивых старинных сооружений. Кооперативный техникум – не историческое здание, но какое красивое! Представьте, если завтра сменится руководство, и решат колледж остеклить...
Урбанист – звучит гордо
Архитекторов выпускают пачками, в то же время мелкие проектные организации сидят без работы. Интересных знаковых объектов строят мало. А если и проходят тендеры на строительство чего-то крупного, то вся республика стремится в наш город, говорят эксперты.
В последнее время в Актобе появляется всё больше и больше молодых активистов, которые называют себя урбанистами. Они снимают ролики о проблемах города, встречаются с властями, проводят акции.
– Мы предлагали акиму области создать небольшую научно-проектную группу, которая будет заниматься архитектурой и градостроительством, можно на базе нашего проектного института, – говорит главный архитектор ПК «Актюбгражданпроект» Нурлан Буранбаев. – Акимат сказал, что вот уже есть ребята, типа урбанисты. На самом деле, это детсадовский шум. У них нет ни специального образования, ни опыта. Насмотрелись программ известного блогера и архитектора Ильи Варламова, и все тоже захотели. И это явление не только у нас в Актобе. В Алматы градостроители даже воюют с урбанистами. Да, хорошо, что молодёжь хочет что-то менять и уже озвучивает городские проблемы. Я не против сотрудничества, но молодые люди ни разу к нам не приходили, и мы не знаем, чем они занимаются. У Актобе хорошие перспективы, хорошая логистика, его надо развивать. Душа болит за город…