«Энергетике нужен баланс»
20 августа в ходе встречи с населением Актюбинской области министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ рассказал о текущем состоянии топливно-энергетического комплекса региона.
Наша область по объёмам добычи нефти стоит на четвёртом месте среди всех регионов страны. Добычей чёрного золота у нас занимается 17 компаний. Гость из правительства сообщил, что в июле приказом минэнерго сохранено государственное регулирование предельных цен на розничную реализацию бензина марок АИ-80, 92, 93, а также дизельного топлива. Министр рассказал, как будут бороться с дефицитом последнего.
– На сегодня в Казахстане производится порядка 5.000.000 тонн дизтоплива, – сказал Болат Акчулаков. – Такого объёма более чем достаточно для покрытия нужд населения. Но проблема в том, что покупатели пускают данный вид ГСМ на экспорт просто в огромных количествах, что приводит к его нехватке внутри страны. В этой связи, согласно проекту нового приказа, дизтопливо будет запрещено покупать на экспорт без доплаты.
Ждать стоит населению и подорожания электроэнергии. Новые тарифы, по задумке авторов из правительства, должны сбалансировать поток расходуемого света населением.
– Электроэнергией казахстанцы пользуются неравномерно: пиковая нагрузка достигает примерно 2 ГВт, – сказал министр. – Это, как правило, с 6 до 9 утра и с 7 до 9 вечера. В результате идёт неравномерная выработка энергии станциями. Они настроены на средние показатели и в моменты пика, так скажем, не способны покрыть запросы граждан, и возникают перебои. Но, чтобы покрывать пиковые нагрузки, строить более мощную электростанцию невыгодно: она будет вырабатывать избыток в непиковые периоды. В этой связи, для решения проблемы наличия пиков, мы намерены создать «балансирующий рынок электроэнергии». В рамках данного проекта будет введена разная тарификация в зависимости от времени суток, что должно стабилизировать шкалу потребления электричества. Также планируем создать этакий единый котёл электроэнергии, то есть будем собирать со всех электростанций энергию и сами её распределять.
Большинство кабелей износились
В ходе доклада Болат Акчулаков также рассказал и о текущем состоянии электроэнергетики в регионе:
– Региональной электросетевой компанией в области является ТОО «Энергосистема», имеющее в своих активах 14.300 км кабельных и воздушных линий электропередачи и 2.000 подстанций. Физический износ электросетевого хозяйства составляет 66%. В настоящее время на Актюбинской ТЭЦ идёт строительство газотурбинной установки мощностью 57 МВт, которое должно завершиться в начале следующего года. Установка увеличит мощность ТЭЦ до 175 МВт, – заключил министр.
Газопроводы уже на пределе
Болат Акчулаков отметил, что наша область занимает одно из лидирующих мест в Казахстане по уровню газификации (92,7% населения региона, по состоянию на начало года, имело доступ к голубому топливу).
– Конечную цену на газ утверждает министерство нацэкономики. На сегодня цена для Актюбинской области составляет 11,57 тг за м3, для получателей АСП – 9,26 тг за м3, – отметил министр. – На сегодняшний день Актобе обеспечивается газом с 2 магистральных газопроводов: «Жанажол-Актобе» и «Бухара-Урал», которые работают на пределе своих возможностей. В целях обеспечения бесперебойным газоснабжением, а также покрытия растущей потребности в газе акимат области разработал проект «Строительство 3-ей нитки магистрального газопровода-отвода в Актобе от «Бухара-Урал». Общая стоимость проекта – 43.400.000.000 тенге. Из акимата подали в правительство заявку на 34.500.000.000 тенге. Она рассмотрена и направлена в министерство финансов.
Минэнерго в целях частичного возмещения убытков заводов-производителей приняло приказ об утверждении предельной оптовой цены на сжиженный газ на уровне 33.600 тг/т (19,7 тг/л), что, по словам Болата Акчулакова, позволит обеспечить справедливое распределение доходов между производителями и реализаторами по СНГ. Вместе с тем, агентство по защите и развитию конкуренции утвердило предельные розничные цены для Актюбинской области в размере 50 тенге за 1 литр на срок до конца 2022 года.
Не строишь дорогу, то и битуму не быть
В Актобе несколько подрядчиков сетуют на нехватку битума (дорожный стройматериал. – В.Р.), из-за чего увеличиваются сроки дорожных работ. На этот счёт у министра энергетики нашёлся контраргумент. По его словам, подрядчики сами виноваты в том, что асфальтные заводы не способны потянуть их запросы.
– В силу того, что зимой казахстанские заводы, производящие битум, не могут работать из-за отсутствия заказов от дорожно-строительных компаний, им приходится на целых несколько месяцев останавливаться на ремонт, – утверждает Болат Акчулаков. – Получается, чтобы предприятия работали, их продукцию нужно покупать круглый год, а иначе наступает убыточная ситуация. В Казахстане спрос на битум есть только в бесснежные сезоны, и эту проблему в нашем министерстве решают уже не первый год. Одно из решений: раннее размещение заказов на объёмы битума. То есть, пусть подрядчики оплачивают заказ на летнее строительство дорог уже зимой, чтобы завод продолжал работать круглый год. В 2018 году для реализации подобного решения мы заказали материалы для производства особого битума, который мог бы храниться на заводских складах и не разрушаться при низких температурах. Такой битум в брикетах содержится на складах и при необходимости идёт на дорожное строительство. Это решение для госзаказов, а вот для частников вопрос кроется в оборотном капитале.
У нас есть соглашение и с Россией на поставку битума, но у них километраж дорог в десятки раз больше: им самим асфальт нужнее. На то, что они свой остаток нам будут стабильно предоставлять, рассчитывать не приходится. По данному соглашению мы и множество других материалов от нашего северного соседа получаем в случае дефицита. Единственное правило: чтобы полученное не шло потом на экспорт.