Дела автобусные
До конца года будет проведён ещё один тендер, и автобусы нового перевозчика, возможно, выйдут на маршруты старых, у которых срок прежнего уже заканчивается. Согласно условиям, которые выдвинули городские власти, преимущество есть как раз у новых перевозчиков. По условиям технического оснащения, кадрового состава и техрегламента они явно лидируют.
Более того, даже сами горожане сейчас предпочитают немного пройтись пешком, но воспользоваться услугами новых автобусов, чем по часу ждать старый «ПАЗик».
– Сначала на маршруте 8«А» людей вообще не было. Сейчас маршрут нарабатывается, людей стало ездить больше, – заметил директор центра управления пассажирскими перевозками Адилбек ТАНКИЕВ. – Действительно, самые востребованные маршруты принадлежат «Автопарку». Мы не можем прийти и требовать, чтобы их передали нам. Тут пусть всё решит здоровая конкуренция. В октябре, когда нам поступят субсидии, мы будем выдвигать строгие требования к водителям, чтобы улучшить качество услуг, и это даст нам преимущество при распределении маршрутов.
ПРИХОДИТЕ ГОДИКА ЧЕРЕЗ 3. Сейчас около десятка новых автобусов не выходят на маршрут. Дело в том, что профессиональных водителей в Актобе остро не хватает. Опытные водители, которых не устроили новые правила оплаты проезда, в большинстве своём без работы не остались. Их охотно приняли компании, которым нужно перевозить вахтовиков. Причём условия труда пообещали лучше, чем на прежнем месте работы. А набрать новых не так-то просто. Для того, чтобы водителю доверили управлять большим пассажирским автобусом, ему необходимо, как минимум, 3 года поработать с категорией прав D1, то есть на бусике, где не больше 8-и мест. Потом желателен опыт вождения небольшого автобуса (вроде «ПАЗика»), и только после этого ему доверят управление такими громадинами.
Из-за этого же невозможно пустить рейсы вечером. Водители выходят на смену в 6 утра, и часам к 7-8 вечера невероятно устают.
Новый перевозчик обещает выгодные условия труда. Оплата у водителя будет почасовая. За каждый час начисляется 1.200 тенге. В среднем должно получаться около 220.000 тенге в месяц. Кроме того, в должностные обязанности водителя входит только управление автобусом. Ни обилечиванием пассажиров, ни помывкой автобусов, ни (тем более) поиском запчастей и ремонтом он заниматься не должен.
БОРДЮР ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО. Единственная новая обязанность – это спуск и подъём специального пандуса, если услугами автобусов захочет воспользоваться человек с ограниченными возможностями. Для инвалидов-колясочников в новых автобусах отведено специальное место с ремнями безопасности и кнопкой вызова водителя. В пути инвалид может даже зарядить свой телефон или другое необходимое устройство. Места для инвалидов оснащены USB-разъёмами. Кнопка вызова водителя находится и снаружи, чтобы колясочник дал знать, что ему сейчас требуется помощь с выдвижным пандусом.
Однако новые автобусы лишь ненамного облегчают жизнь инвалидов.
– Подъём и спуск в автобусах хорошо оборудован, а вот остановки города не всегда к этому приспособлены, – поделился директор товарищества «Пандус и ОК» Шахан ЖУЛДАСБАЕВ. – Я с такой проблемой уже сталкивался в других городах. Нередко на пути в салон автобуса стоит бордюр или какое-либо ещё препятствие. Тут пандус не всегда поможет. Или автобус останавливается далеко от остановки, и дотянуться до кнопки у инвалида нет возможности. Приходится жестами объяснять водителю, что необходима его помощь.
СОВЕСТЬ – ЛУЧШИЙ КОНТРОЛЁР. Сейчас большое значение придаётся интервалу движения. Даже на самых непопулярных маршрутах он не должен превышать получаса, а в часы пик автобусы должны ходить каждые 15-20 минут. На самых же популярных маршрутах интервал должен составлять 7-8 минут.
Пока неизвестно, останутся ли в салонах автобусов «масломеры». В данный момент, в порядке эксперимента, несколько маршрутов обходится без них, но бессовестных пассажиров, не оплативших проезд, штрафуют контролёры.
Введение транспортных карт не только помогает избежать прикарманивание «масломерами» части выручки. По данным с валидатора ведётся статистика поездок, то есть компьютер анализирует, в какие часы и какие маршруты особенно востребованы у горожан. Для обладателей социальных карт ведётся дополнительный учёт. Так станет ясно, какие маршруты необходимы пенсионерам, и на базе этих данных можно рассчитать сумму субсидирования отдельных рейсов.
ЧАС ПИК – НА ПИКЕ ОБСУЖДЕНИЯ. С сентября городской акимат уже начисляет субсидии новым перевозчикам, но результат господдержки горожане увидят только к октябрю. Бесплатного проезда пенсионерам, как это было ещё лет 5 назад, ждать не стоит, но вполне возможно, что для бабулек будет введена скидка на проезд в размере 50%, то есть 40 тенге, а не 60, как сейчас.
Всего к концу года в нашем городе компания планирует довести количество новых автобусов до 150. Перевозчики обещают, что без внимания не останутся и пригородные посёлки. Количество рейсов туда увеличится. Но и тут всё упирается в кадровый голод.
– Город растёт, появляются новые районы. Поэтому вопросы пассажирских перевозок необходимо решать комплексно, учитывая все эти факторы, – считает аким города Актобе Асхат ШАХАРОВ. – Сейчас самой острой проблемой, требующей незамедлительного решения, является перегруженность автобусов в часы пик. Это можно решить, только сократив интервалы.
– Вопрос же с кадровым голодом пока решается за счёт иногородних водителей. Большинство из них приехали сюда из Алматы, – поделился директор ТОО «Кала-транс» Даурен НУРЛАНОВ. – Но это временное решение. Ребята приехали сюда, как кураторы. Чтобы помочь тем водителям, у которых нет опыта в управлении автобусами такого типа. Основной костяк водителей всё равно состоит из актюбинцев. Сейчас мы проводим собеседования, рассматриваем все возможные варианты.