Давай, водитель, закурим по одной!
Ежедневно сотни актюбинских пассажиров невольно становятся курильщиками. А всё от того, что многих водителей городских маршрутных автобусов меньше всего заботит комфорт и здоровье перевозимых граждан. Вот и травят пассажиров табачным дымом в угоду своему удовольствию. Заработались, наверное, бедные, да забыли про закон «О запрете курения в общественных местах». Или вообще знать о нём не хотели? | ||||||||||||||
Жалуется народ практически каждый день на то, что дымят водители в салонах автобусов и спасу от этого никакого нет. Многим, наверное, знакомо чувство, когда, выходя из автобуса, ощущаешь, будто побывал в каком–то третьесортном кабаке – запах табачного дыма въедается в волосы и одежду так, что самый дорогой парфюм не может его перебить.
Ещё проблема: во время движения по маршруту водители болтают по мобильному телефону. Хотя можно выбрать несколько секунд, чтобы переговорить на ближайшей остановке.
Больной вопрос – проездные билеты. Ну не хотят их давать всегда и всем пассажирам. А не дай Бог, что–то произойдёт? Докажи потом, что ты ехал в этом автобусе. А ведь билет – это документ, подтверждающий, что пассажир воспользовался услугами перевозчика на маршруте со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причём выдавать его должны при посадке, а не на выходе.
Корреспондент «Эврики» решил провести небольшой эксперимент, проехав в качестве пассажира в городских автобусах.
ХРОНИКА ГОРОДСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ
Поездка №1. Эксперимент начался в субботу 16 февраля на остановке «Ул. Жуковского» (Курмыш). В 17.05 к остановке подъехала «девятка». Что сразу бросилось в глаза: через лобовое стекло был отчётливо виден водитель с зажжённой сигаретой в руке. При посадке я сразу оплатил проезд, назвав пункт высадки – 15 школа. Билет был выдан без проблем и каких–либо напоминаний. Правда, по маршруту следования проездной документ выдавался не всем. На выходе никому билет кондуктор не давал, а народ, собственно говоря, его и не требовал. Подъезжаем к «Малышке», салон забит до отказа, а звучный голос кондуктора всё зазывал: «Девятый маршрут, салон пустой!». В 17.32 я благополучно добрался в пункт назначения.
Поездка №2. Через час корреспондент «Эврики» отправился в обратном направлении. Остановка «15 школа», 18.38, маршрут №9. На входе после оплаты за проезд билет был получен сразу. Народу в салоне было всего–то 8 человек. Но кондуктор как–то не спешила выдать билеты всем пассажирам. Собственно говоря, до остановки «Казахстан» никто, кроме меня, билета так и не увидел. Водитель за курением замечен не был, а вот по «мобиле» всё–таки поболтать успел.
Поездка №3. Остальные путешествия на городском общественном транспорте проходили в воскресенье, 17 февраля.
13.48, остановка «Химпласт», маршрут №18. Опять та же беда – водитель с сигаретой в руке. Я решил оплатить проезд при выходе. Салон был полупустой. Кондуктор обилечивать пассажиров не спешила. Перед выходом на остановке «Автовокзал» в 13.55 я заплатил за проезд кровные 45 тенге и стал ждать, когда же мне отдадут мой билет. Увы, пришлось тактично напомнить об этом кондуктору. Билет был получен без проблем.
Поездка №4. 14.01, остановка «Автовокзал», маршрут №26. Рулон с билетами лежал на переднем пассажирском сиденье маршрутки. Никто проездные документы не требовал, а кондуктор и не горел особым желанием их раздавать пассажирам. Пришлось настойчиво попросить. Кондуктор посмотрел на меня и спросил: «А чо, надо?». Получив утвердительный ответ, потянулся за рулоном и оторвал билетик для назойливого пассажира. Даже почти два.
Поездка №5. 14.15, остановка «12 микрорайон», маршрут №24. Конечная цель высадки – остановка «Хлебокомбинат». «Ожерелье» с билетами мирно покачивалось на шее у кондуктора. Подъезжая к остановке «Сазда», я уже не выдержал и спросил, почему не выдаются билеты. Женщина, немного смутившись, сказала: «Мало билетов, надо их экономить (?!)». До моего выхода на остановке «Хлебокомбинат» все пассажиры билеты получали.
Поездка №6. 14.37, остановка «Хлебокомбинат», маршрут №8а. Решил я проехать до «Алии». Всё чинно, мирно, благородно. Никто не курит, по сотовому не разговаривает, а связка с билетами почему–то лежит возле водителя на приборной панели. Вплоть до остановки «Алия» никто заветный талончик не получил, да и не требовал особо. Пришлось опять выпрашивать. Апашка нехотя потянулась за связкой, оторвала один билетик. Я получил свой проездной документ, а рулон отправился обратно на то место, где и лежал.
Поездка №7. А вот это путешествие оставило самые негативные впечатления. Итак, 15.35, остановка «ДСК», маршрут №8. Войдя в маршрутку, сразу почувствовал едкий запах прокуренного салона. Спросив у молодого парня–кондуктора билет, я получил ответ: «Какой ещё билет? Нет у нас никаких билетов». В 15.44 маршрутка была на остановке «Рынок «Шыгыс», где простояла целых 8 минут, причём всё это время водитель успокаивал вошедших пассажиров: «Через 2 минуты поедем». Кондуктор на перекур вышел на улицу, а водитель, недолго думая, закурил прямо на своём рабочем месте. Весь табачный дым потянуло в салон. На железнодорожный вокзал удалось попасть лишь в 15.59. Чуть–чуть быстрее, чем пешком идти на свежем воздухе.
Поездка №8. Наверное, это единственная за два дня поездка, которая вызвала меньше всего вопросов. 16.16, остановка «Ж.–д. вокзал», маршрут №27. Пункт высадки – остановка «Ул. Ряхова». За курением и разговором по телефону водитель замечен не был. Билеты выдавались, но несколько человек вышли из автобуса, так и не получив проездной документ.
ЗАКОН ДЛЯ ВСЕХ ЕДИН?
Радует тот факт, что в конце первой декады февраля доблестная полиция так рьяно взялась за курильщиков в общественных местах, что наложили штрафов на безответственных граждан аж на целый миллион. Получается, что законы на 100% у нас работают только в дни профилактических акций, да и то не везде. И как в сводках всё звучит убедительно: «За три дня полицейскими выявлено более 500 фактов нарушения запрета курения в неустановленных местах, в том числе 48 – в организациях образования, 25 – в пунктах общественного питания, 71 – в местах массового отдыха граждан, более 350 фактов – в подъездах домов». А общественный транспорт – государство в государстве? На них закон не распространяется? Почему же доблестным полицейским не провести хотя бы раз в пятилетку рейд в автобусах? Или они общественным транспортом не пользуются? Так что, дорогие мои, будем и впредь курильщиками поневоле, пока власти не возьмутся за борьбу с этим беспределом!
Мы направили официальные запросы на имя руководства ТОО «Автопарк» и ТОО «Троллейбусный парк» с просьбой прокомментировать создавшуюся ситуацию в городском общественном транспорте. На момент сдачи материала в номер ответ получен не был. Надеемся, что наш запрос не будет проигнорирован.
| ||||||||||||||
Серик, связист:
Да водителям автобусов наплевать на пассажиров! Главное – обогнать друг друга и быстрее к остановке подъехать, чтобы людей побольше набрать – это же деньги! Если бы меня не спросили, я даже и не узнал бы, что билеты должны давать в автобусах и маршрутках! По сотовому телефону водители разговаривают постоянно. Курят в салоне. А ведь всё это запрещено. Нужно во всех автобусах поставить видеокамеры и отслеживать весь этот беспредел!
|
Ирина, продавец:
Курение водителей в автобусах – это большая проблема. Бывает, делаешь замечание, а в ответ слышишь: «Не нравится – ходите пешком!». А я вообще не переношу табачный дым. Это очень неприятно. Кроме того, частенько замечала, что водители за рулём разговаривают по мобильному телефону. Билеты дают не всегда. С откровенным хамством, правда, не сталкивалась.
|
Юрий, охранник:
Не часто, но бывает, что кондукторы хамят. Водители очень часто курят и разговаривают по мобильному телефону за рулём. Что же сделаешь, это их рабочее место. Ни разу не сталкивался с тем, чтобы не давали билеты. Но проблема ещё в том, что водители автобусов ездят, как на «легковушках»: газ–тормоз, газ–тормоз. Такое ощущение, что им всё равно, что в салоне пассажиры находятся. Конечно, всё это ненормально.
|
Антон, строитель:
Если водителю и кондуктору не хамить, то и они не будут то же самое делать. А то, что водители курят и разговаривают по «сотке», так это сплошь и рядом. Пассажиры возмущаются, но те не обращают никакого внимания на замечания. А билеты дают очень редко.
|
Куаныш МЫНЖАСАРОВ, пенсионер:
Нельзя сказать, что в автобусах обслуживающий персонал хамит сплошь и рядом. Но билеты не дают. Я сам пенсионер, езжу бесплатно, но вижу, что билеты пассажирам не дают. Многие кондукторы не объявляют остановки. Просто так сидят и деньги получают. Честно говоря, не встречал такое, чтобы водители ехали, курили или по мобильному разговаривали. Если бы увидел, обязательно сделал бы замечание.
|