КТО НЕ УСПЕЛ, ТОТ ОПОЗДАЛ
Напомним, 25 декабря прошлого года бывший тогда министром энергетики Владимир ШКОЛЬНИК подписал приказ «Об утверждении методики расчёта платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов». Через пять дней правительство официально определило оператора программы – ТОО «Оператор РОП». А с 28 января ввело утилизационный сбор на транспортные средства, моторные масла, шины, аккумуляторы и ещё несколько товаров согласно утверждённому министерством энергетики перечню. Кстати, РОП – это расширенная ответственность производителя.
Надо отметить, что утильсбор взимается только при первичной постановке на государственный регистрационный учёт в РК с 28 января сего года. Вообще-то, данное правило, судя по тексту, распространяется как на импортные автомобили, так и на авто отечественной сборки. Но здесь есть небольшое лирическое отступление. Об этом чуть позже. Если машина уже колесила по просторам нашей страны и просто меняет хозяина, эта участь её владельца не коснётся. Повезло и тем, кто успел первичную постановку на учёт произвести до 27 января 2016 года включительно.
Естественно, сразу возникла масса вопросов по этому поводу. Ибо в ведомстве госдоходов (в миру налоговая инспекция) от утильсборов сразу открестились. Это не их вотчина. Так куда и на что идут деньги? И причём немалые. Сборы есть, а утилизации – нет. Сказать, что механизм не совсем понятен – это ничего не сказать.
НЕ СЕКРЕТНО, НО НИЗ-З-ЗЯ!
В конце февраля на новостной ленте КазТАГ появилась кое-какая информация, которая не только не пролила свет на нововведение, но и ещё и больше напустила тумана. На пресс-конференции 23 февраля генеральный директор ТОО «Оператор РОП» Рустам ТЕМИРБЕК отказался сообщить, сколько в его контору поступило средств за первые три недели существования в нашей стране утилизационного сбора на транспортные средства.
– Согласно законодательству, оператор РОП непосредственно отчитывается, представляет отчёт уполномоченному органу по целевому использованию денежных средств и, соответственно, ежеквартальные, ежегодные отчёты предусмотрены… Да, сейчас производится сбор, но по согласованию с уполномоченным органом такую информацию мы предоставляем только им, поэтому точную сумму я вам называть не буду. Она (информация) не секретная, но данные по отчётам мы обязаны предоставлять только уполномоченному органу, – заявил журналистам господин Темирбек. – В настоящий момент очень сложно спрогнозировать объём импорта и производства. Возможно, это будет на уровне 50 тысяч автомобилей. Ввиду того, что в прошлом году очень много автомобилей завезли из России, мы предполагаем, что импорт значительно упадёт, поэтому сейчас говорить о точных суммах очень сложно.
Гендиректор сообщил: дескать, утилизации авто в Казахстане нет, но она МОЖЕТ(!) появиться в результате РОП. Есть и такое интересное пояснение главы компании, что часть собираемых средств будет откладываться на строительство заводов по утилизации автоотходов. Забавно, а куда пойдут остальные деньги?
ВОКРУГ ДА ОКОЛО, ДА НИ О ЧЁМ
«Эврика» связалась с пресс-службой ТОО «Оператор РОП». Уж больно хотелось переговорить с господином Темирбеком – вопросы так и возникали один за другим. На том конце провода проявили неслыханный энтузиазм, радостно пообещав связаться, прям вот-вот. Только с шефом переговорят. Как говорится, где мягко стелют…
Оказалось, что шеф в срочной командировке, но на наши вопросы непременно ответит. 12 вопросов были высланы в течение получаса. На следующий день радостный голос сотрудника пресс-службы заверил, что ответы готовы (!), осталось лишь получить «добро» начальства. В результате ответ пришлось ждать три недели. Но какой ответ!
Мы свои вопросы отправили в произвольной форме, и текст письма начинался так:
1. Можно ли озвучить сумму поступивших утилизационных сборов?
2. Если нельзя, то по какой причине?
3. Есть ли какие-то прогнозы по поступлениям утильсборов?
4. Где аккумулируются утильсборы и как расходуются (будут расходоваться)?
И так далее. Особо нас интересовало, почему в России утильсборы на легковушку зависят от возраста авто, а у нас от объёма двигателя? Почему утильсбор на импортное легковое авто, ввозимое физическим лицом, у наших северных соседей гораздо меньше, чем у нас?
Ответ начинался гениально: «ТОО «Оператор РОП» выражает Вам свою благодарность за профессиональный и системный подход в плане освещения деятельности нашей компании…».
Вообще-то я ничего про данную компанию не знаю, поэтому и задал возникшие вопросы. Тем более ничего не освещал. Далее шло описание на пол-листа мировой индустрии утилизации авто и ТБО, как развитые страны зарабатывают на этом, и другое словоблудие.
ТАК ВОН ОНО ЧТО
Немного стоящей информации всё-таки промелькнуло. Хотя по большинству вопросов нас перенаправили в курирующее ведомство.
«В первом квартале 2015 года только за один месяц на первичную регистрацию в Казахстане встало порядка 30 тысяч автотранспортных средств. Для сравнения: в феврале 2016 года ТОО «Оператором РОП» было выдано лишь 500 сертификатов об оплате утилизационного платежа. Данный показатель является свидетельством того, что рынок перенасыщен подержанными автомобилями вторичного рынка. По нашему мнению, серьёзного прироста автомобилей из-за рубежа в текущем году не ожидается», – говорится в письме.
По предварительным итогам в Казахстане необходимо построить три комплекса по утилизации транспортных средств из расчёта одно предприятие на 4 миллиона населения. Предварительное месторасположение центров по утилизации: Астана, Алматы и Западно-Казахстанская область. В 2017 году производственная мощность перерабатывающего комплекса составит 15-20 тысяч автомобилей в год, в 2018 году планируется выход на плановую мощность (какую – не указано).
По поводу лирического отступления, оговоренного в начале. Дело в том, что утильсбор – это не столько экологическая мера, сколько экономическая. Таким образом лоббируются автомобили отечественной сборки.
– Наконец-то мы смогли ввести утильсбор, и с этого года те российские марки, которые у нас продавались, в основном будут проходить конечную сборку в Казахстане. У них появился для этого определённый стимул, – сказал вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт РАУ на казахстанском автомобильном форуме в начале марта.
То есть, введение утилизационного сбора в Казахстане приведёт к тому, что российские автомобили будут проходить конечную сборку в РК, чтобы обойти необходимость уплаты данного сбора – не сомневайтесь, необходимые поправки к нормативным документам будут приняты. А вот когда мы увидим загадочную «Утили-мили-трямдию»?..
Фото автора