Выживет сильнейший
С 16-го марта казахстанские магазины недосчитались 120 миллиардов тенге. Это 17% от ВВП страны. Только в сетевых торговых центрах Казахстана без работы осталось почти полтора миллиона человек, так или иначе имеющих отношение к сфере торговли. Как минимум две трети владельцев малого бизнеса и их сотрудников находятся в тени. Лишились ли они работы временно или эта проблема не решится и после снятия ЧП – пока неизвестно. И это только вершина айсберга. Не миновала чаша сия и актюбинских предпринимателей.
Из субъектов малого бизнеса первыми удар почувствовали на себе владельцы бутиков в торговых домах. Сразу после объявления ЧС оперативно созданная при палате предпринимателей мониторинговая группа стала проводить переговоры с арендодателями. Поговорить удалось с хозяевами 20 торговых домов. Больше половины владельцев помещений пошли навстречу продавцам и согласились вдвое снизить арендную плату на время ЧП. Однако чудеса дипломатии «Атамекена» оказались напрасными. После введения карантина арендаторы не имеют возможности платить даже половину прежней суммы.
– Сейчас владельцы торговых домов не хотят идти навстречу продавцам, и их можно понять. В нынешнем положении арендодатель и арендатор испытывают одинаковые проблемы, – говорит замдиректора актюбинской палаты предпринимателей Руслан КУШИМОВ.
Поможем, но не всем
На этой неделе в столице был подготовлен перечень мер поддержки торгового сектора, который, по идее, должен устроить и владельцев коммерческой недвижимости, и арендаторов.
В этом документе предусмотрена программа льготного кредитования для предприятий, по ставке 8%, а также освобождение от уплаты налогов, отчислений и взносов с фонда оплаты труда и налога на имущество и землю. Попадают в программу далеко не все компании, а лишь вошедшие в перечень системообразующих. Другими словами, этими поблажками смогут воспользоваться лишь огромные крытые рынки и ТРЦ, а хозяин небольшого торгового дома на 5-6 бутиков, не дождётся даже этого. Вместе с ним не дождутся арендных каникул и владельцы бутиков. На сегодняшний день успешным считается ТРЦ, где прибыль упала на 70%.
Но и при самом оптимистичном прогнозе в прежний режим работы такие предприятия войдут минимум через полгода. Это при условии, что не будет неприятного сюрприза, вроде скачка доллара или очередного обвала цен на нефть.
Бизнес-класс для шашлыка
Если даже у гипермаркетов сейчас снизились продажи, то у маленьких магазинчиков прибыль снизилась аж вдвое.
Действенная мера, как доставка товаров на дом, по идее, должна была удержать на плаву такие сферы, как торговлю и службы такси. Однако же вписаться в актюбинские реалии карантинного рынка смогли далеко не все торговые точки, и дело отнюдь не в нежелании следовать требованиям времени. В нашем городе были зафиксированы случаи, когда полицейские не разрешали таксистам даже близко подъехать к торговой точке, не говоря уж о том, чтобы забрать заказ.
– Такси, имеющие разрешительные документы на доставку продуктов, имеют право перемещаться по городу беспрепятственно, но при этом в салоне не должно быть пассажиров. В этом случае сотрудники полиции обязаны не допускать машину к магазину или кафе, – пояснил замначальника управления местной полицейской службы Айдос КУЛЬЖАНОВ.
Точно неизвестно, какую опасность может представлять пассажир для тщательно упакованного пакета с продуктами, но убытки от этого сейчас терпят все: таксисты, вынужденные везти в пустом салоне одну коробку с пиццей на другой конец города, владельцы магазинов и закусочных, у которых упали продажи, и пассажиры, для которых цена поездки из-за ограничений выросла на 50%. Неудивительно, что выстоять в этой нелёгкой конкурентной борьбе смогли только крупные торговые точки, имеющие свой автопарк, позволяющий покрыть выросший спрос на услуги доставки.
Тара ценнее товара
К ухудшению ситуации приводят перебои с поставками товаров от давних торговых партнёров: Узбекистана, Кыргызстана, Китая и России. Чтобы избежать недопоставки по наиболее востребованным товарам, импортёры вынуждены переплачивать транспортным компаниям, что сказывается на розничной цене товара. Прибавляют стоимости и услуги складских помещений: теперь товары проводят на полках складов гораздо больше времени.
Закрытые границы и прочие логистические сложности, по идее, должны стимулировать местных производителей, но на практике всё выглядит совсем иначе. Дело в том, что отечественная продукция, полностью произведённая в одном регионе, зависит от импорта более, чем хотелось бы. Причём проблемы с поставками могут возникать даже из соседних регионов.
Так, один из актюбинских производителей бутилированной питьевой воды сейчас не может заключить договоры с новыми клиентами. Свежая партия 19-литровых бутылей для кулера никак не может попасть в наш город из Астаны, а старых запасов тары порой не хватает для прежних клиентов. Пищевой пластик слишком быстро изнашивается.
Жадины с говядиной
Не секрет, что большинство актюбинцев предпочитают закупаться овощами и мясом на Центральном рынке, где цены гораздо ниже, чем в сети супермаркетов, а ассортимент – гораздо больше. Сейчас же, после закрытия рынков, люди вынуждены покупать то, что предлагают крупные торговые сети. Задирать цены на продукты первой необходимости супермаркетам не разрешается. Для этого при городском акимате была создана мониторинговая группа, установившая предельные цены на мясо, крупы и овощи. Тем не менее, цифры, обозначенные группой, вызывают массу вопросов. Например, в Актобе лопаточная часть говядины не должна стоить дороже 1.557 тенге, а в соседних областях, где корма стоят гораздо дешевле, такой кусок мяса будет стоить не менее 1.800 тенге. Для простых актюбинцев это – приятная новость, а вот у животноводов мало поводов для радости. Поставлять мясо по низким ценам могут позволить себе лишь крупные животноводческие фермы.
– Нужно исходить из закупочных цен. Например, если сейчас наша птицефабрика отпускает куриные яйца по 270 тенге за десяток, то эта цена должна быть стабильной константой. Резкий рост цен тут недопустим, – считает директор филиала палаты предпринимателей в Актобе Анар ДАРЖАНОВА.
Из всех актюбинских пекарен только 4 производителя хлеба сейчас пользуются поддержкой государства. Им предоставлены беспроцентные кредиты. Ни хлебопёки, обеспечивающие город популярными лепёшками из тандыра, ни кондитерские с дешёвым печеньем и булочками для детей таких льгот так и не увидели.
А сдерживание цены кирпичика социального хлеба – довольно слабое утешение в сложившейся ситуации.