ЕС или ЕврАзЭс? Вот в чём вопрос!
Подарки с мигалкой
1 декабря на актюбинской станции скорой помощи торжественно запустили в эксплуатацию полтора десятка новеньких реанимобилей. Их передало нам в распоряжение турецкое ТОО «Первая помощь». Это та самая компания, которая собирается построить центральную городскую станцию, способную обслужить 75.000 вызовов в год. Инвесторы из Турции давно хорошо зарекомендовали себя во многих странах и готовы вложить в столь необходимый проект 3,5 млрд тенге. Реанимобили оборудованы по международным стандартам, следовательно, качество оказания медицинской помощи горожанам заметно улучшится. Например, теперь ЭКГ врачи могут провести прямо в салоне, и предварительный диагноз будет поставлен быстрее.
– Прежние реанимобили были плохо предназначены для оказания первой помощи. Они служили лишь для перевозки человека в больницу, – поделился врач выездной бригады Ренат ЖАЛТЫРОВ. – Я уже не говорю о медицинском оборудовании. В старых машинах летом невыносимо душно, зимой страшно холодно. Мы и то мёрзли, а что говорить о пациентах. Человек и так болен, а в дороге он ещё и простудится вдобавок.
Как нужен нам берег турецкий!
В нынешних скорых есть система климат-контроля, так что пациент при транспортировке в больницу испытает минимум неудобств. Умная электроника в руках умелых врачей в буквальном смысле может вернуть человека с того света. Но вот в экономическом аспекте всё выглядит не так радужно.
Реанимобили «Мерседес» производят в ЕС, а если быть точным – в Германии. Чудотоворное медоборудование делают там же. Простые носилки, и те производят в ЕС, турецкая компания в данном случае выступает только посредником. Аналогичных технологий нет в странах ЕврАзЭС, да и сейчас, в условиях жёсткого рынка, аналогов и не требуется. Зачем изобретать велосипед и лезть в ту бизнес-нишу, которая не только давно занята, но и зарекомендовала себя десятилетиями? Это же заранее провальный бизнес-план! Тем более, денег от экспорта природных богатств и зарубежных вполне достаточно чтобы обеспечить горожан всем необходимым для качественных медуслуг. Но это экономическое взаимовыгодное благополучие жизнеспособно только при свободном рынке. Достаточно чьих-нибудь нездоровых политических амбиций (например, санкций, как это было два года назад в России), и врачи скорой вновь пересядут из комфортабельных «Мерседесов» на допотопные «труповозки».
Кулибин хромов!
На втором предприятии, также презентованном в День первого президента, ни санкций не боятся, ни в импорте из ЕС не нуждаются. Всё оборудование тут сделано самостоятельно, а материалы для него завезены из России. Исключение сделано лишь для китайских выключателей, да и то в любой момент их можно заменить на отечественные. Причём оборудование существует в единственном экземпляре и попросту уникально. Его придумал и разработал механик ТОО «Сайлан», взяв за основу похожие станки из угольной отрасли.
ТОО «Сайлан» занимается изготовлением пигмента «хромикс» Этот пигмент производится из отходов хромового производства, вот уж чего-чего, а отходов АЗФ у нас в городе хватает. «Хромикс» используется в производстве вододиспенсорных красок, антикоррозийных грунтовок, и бутылочное стекло приобретает зелёный цвет благодаря этому пигменту. Но особенно важен для актюбинцев цех тем, что он избавит город от громадных залежей хромосодержащих отходов.
Сердито, но рентабельно
Естественно, в этой области ТОО «Сайлан» не монополист, и даже не крупный производитель «хромикса». И в России, и в странах ЕС подобные заводы давно существуют, и даже производят более качественный пигмент. Существуют даже цеха, где процесс полностью автоматизирован. Справиться с производством «хромикса» может даже хрупкая девушка, сидящая за монитором.
– Всему своё время, скоро и мы достигнем такого же уровня, – не теряет надежды директор ТОО «Сайлан» Бакытбек ДУЗЕЛЬБАЕВ. – Изготовление станков обошлось нам дешевле, чем покупка готовых, продукция востребована, предприятие рентабельно. И главное – это улучшает экологическую обстановку в городе. А что ещё нужно?
Ума нет – считай коллега
Но и плотное партнёрство с ЕС не сулит актюбинским производителям безмятежного существования. Особенно это касается производителей товаров народного потребления. Влезть в нишу, которую веками занимают промышленные монстры, сложнее, чем выпытать секреты эликсира бессмертия у ордена тамплиеров. Если уж мы прекрасно обходимся без фуа-гра, устриц и хамона, то и привередливые европейские гурманы тем более проживут без казы и курта. Более того, на полках супермаркетов ЕС продукция одного и того же бренда подвергается жёсткой конкуренции.
Бывшая жительница Актобе Динара АЙТЖАН несколько лет как переехала в Ригу на ПМЖ. Латвия из бывшей постсоветской республики стала полноправным членом ЕС. Ну, почти полноправным, потому что проблемы туда пришли не совсем европейские. Законодательная база и соцпрограммы под мировой уровень только подстраиваются, а неписанные законы рынка уже диктуют свои правила.
– Вот взять, например, крем «Нивея», – делится Динара. – На одной полке может лежать два практически одинаковых тюбика. Оба произведены в ЕС. Но между ними разница в цене примерно 50 евроцентов. Дело в том, что один тюбик, более дорогой, сделан в Германии, а другой – в Польше. И покупатели чаще выбирают тот, что дороже, он качественней. Вроде бы и производят польскую «Нивею» под строгим контролем, и таможенные правила одинаковы. Но всё равно – немецкий крем предпочтительней.
Живём в достатке: всё достало!
Несмотря на таможенную волокиту, санкции и прочие формальности, товары из Евразийского Союза отыскать на полках магазинов всё-таки можно. Чаще всего это российская продукция. Правда, такое исключение импортёры делают лишь для раскрученных товарных марок, где само слово «Россия» становится брендом. Например, для икры и водки. Ни самарской «кока-колы», ни нижегородских «сникерсов» там днём с огнём не сыщешь. Кстати, цены на продукты в Литве, не такие уж и бешеные, как принято считать. Кое-что (например, бананы и яблоки) даже дешевле. А вездесущие товары вроде «Колгейта» или «Тайда» стоят так же. При этом их качество заметно отличается. Тому помогла мощная, совсем не наша, конкуренция. Зато значительно выросла в цене сфера услуг. Даже грузчик по вызову не готов таскать мебель менее чем за 50 евро в час. У нас же сложилось так, что оплату рабсилы предприниматель при составлении бизнес-плана едва ли не вносит в графу «непредвиденные расходы».