Эх, дороги, пыль да туман
В нашем регионе почти 5.000 километров автодорог. В сносном же состоянии находятся только 56,5% из них.
Всего в нашей области в 2020 году будет отремонтировано 636 км дорог. На эти цели понадобится 55,9 млрд тенге. На сумму в 23 млрд тенге починят 156 км участка трассы республиканского значения Актобе-Атырау, остальные 32,9 млрд тенге пойдут на ремонт 480 км дорог местного значения.
Кроме того, в этом году, наконец, завершится реконструкция Южного обхода, путепровода в районе «Сельмаш» и начнутся работы на участке с 8-го по 16-ый километр на трассе Актобе-Орск. На дорогах Уил-Караой и Шалкар-Бозой планируется только средний ремонт.
Всего в Актобе будет реализовано 23 проекта и отремонтировано 27 км дорог. Проект охватывает вниманием и межобластные дороги, трассу из нашего Уила до посёлков Миялы, что в Атырауской области, и уральского Каратобе. Кроме того, в этом году завершится капремонт дороги из Жиренкопы в Оренбургскую область, который начали в 2019-м.
Ремонт дорог должен не только обеспечить водителей комфортом, но и дать сельчанам работу. Развитие трасс способствует и развитию придорожного сервиса.
Тут вам не Канада, тут климат иной
Значительную часть работ по ремонту дорог в регионе проведёт канадская компания «CanRos GRP Inc». Выбор пал именно на неё, потому что Казахстан и Канада находятся в примерно одинаковых климатических условиях. Поэтому северо-американские технологии по дорожным работам в условиях резкого колебания температур для актюбинских степей подходят идеально.
Но вот только канадские реалии существенно отличаются от казахстанских. Ещё в перестроечные времена дороги в ближайшие посёлки чинили чем придётся, а уж в голодные 90-е решали проблему радикально, приминая землю трактором или тяжёлыми грузовиками, что является грубым нарушением всех правил технологий. Это привело к тому, что нормальный асфальт на месте самопальных «грейдеров» уже не положить. Из-за сотен слоев глины, остатков асфальта, гравия и грязи новая дорога моментально осядет и провалится. Необходимо, как минимум, снимать все эти слои и засыпать заново, что увеличит сумму расходов.
Однако канадцы нашли более экономный вариант. При использовании инновационной жидкости, которую будут привозить из Канады, наш песок с глиной по прочности будет лишь немного уступать бетону. Это поможет не только укрепить покрытие, но и значительно сэкономить на щебне. Его понадобится меньше минимум на треть. Импорт добавки с другого континента гораздо экономнее, чем подвоз щебёнки из Белогорки. По заверениям специалистов, литра жидкости хватает на несколько квадратных метров дорожного полотна.
Три километра одной из наших дорог канадская компания уже отремонтировала, причём полностью за свой счёт. Это своеоб-разный «пробник», по которому комиссия будет судить о качестве обещаемых услуг.
Все дороги ведут в Кандыагаш
Особого внимания к себе заслуживает дорога в Кандыагаш. На неё поступает больше всего жалоб от водителей. Оказывается, последний раз нормальный ремонт там был ещё при СССР.
Из областного центра в этот город два выезда из разных частей Актобе, но оба они ведут на одну трассу. По заверениям руководителя управления автодорог, отправиться туда можно как через Южный обход, так и с одной из окраин Актобе, в районе Ново-Альджанского мелькомбината. Малимбет Ибрашов же пообещал, что реконструкция пройдёт на обоих выездах. Однако уже точно известно, что ремонт в районе 41-го разъезда будут проводить за счёт бюджета города, реконструкцию пока непопулярного второго выезда – за счёт республиканского бюджета, который финансирует проект по обновлению автодороги Актобе-Кандыагаш.
Ремонт трассы на Кандыагаш оценивается в 70 млрд тенге.
Планируется, что на дороге в Кандыагаш не только изменится качество дорожного полотна, но и сама трасса станет шире. Сейчас она печально известна многим актюбинским водителям, а в народе её даже прозвали «дорогой смерти». Особенно опасен участок около 90-го километра. Только в прошлом году тут погибло 11 человек. Дело в том, что по этой трассе домой спешат не только кандыагашские водители, но и машины из Эмбы, Темира, Алги и Байганина, а дорога слишком узкая для такого потока транспорта. Кроме того, водители, объезжая ямы, сейчас вынуждены выезжать на встречную полосу, что нередко и ведёт к ДТП.
К 2021-му году проблема трассы в Кандыагаш должна быть полностью решена.
Чего докопались?
Хотя основной повесткой пресс-конференции были трассы областного значения, собравшихся больше интересовали городские дороги.
– Я всё время слышу, что «вместе с дорогами растаял и асфальт», что все дороги у нас плохие, и что ремонт не делают. И всегда меня просят дать комментарий по всем дорогам, – поделился Малимбет Ибрашов. – А тут надо говорить по каждой дороге в отдельности. Где-то подрядчик оказался недобросовестным, где-то дорога от времени пришла в негодность, где-то технологию нарушили рабочие. Проблемы копились годами. Так просто вышло, что всё это вылезло в одно и то же время, а теперь эти проблемы надо решить в короткие сроки. Мне бы хотелось, чтобы горожане отнеслись к этому с пониманием.
К недобросовестным подрядчикам теперь будут приниматься более строгие меры. Все недочёты они будут исправлять за свой счёт. Изменятся также и требования к принимающей комиссии. Сейчас комиссия состоит из людей, которые максимально заинтересованы, чтобы работа была принята без нареканий, а для объективной оценки требуются ещё и независимые специалисты.
В самой процедуре оценки тоже ожидаются новшества. Прежде дорожное полотно оценивалась преимущественно снаружи, и большинство дефектов или признаков нарушения технологии можно было замаскировать. Сейчас же планируется высверливать несколько отверстий в случайно выбранных участках дороги. Срез красноречиво покажет, экономил ли подрядчик на дорогих материалах, меняя их на более дешёвые.