Роза Рымбаева – артистка народная. Кто бы ещё смог, как она, собирать полный зал Дворца студентов три вечера подряд. И все три вечера петь вживую – песни старые и новые, которые по её мнению, никогда не умрут, потому что это лирика. А лирика – это душа.
СО ВСЕМИ НА РАВНЫХ
– Вы как будто не замечаете усталости. Попросили о встрече студенты Жубановского университета, и вы сразу отозвались. Что вам дают такие встречи?
– Для меня нет разницы – молодёжь, взрослые или дети. Я со всеми говорю на равных, – говорит Роза Рымбаева. – Сегодня у нас молодёжь разная: есть продвинутая, а есть очень отсталая, которая не понимает жизни. С такой молодёжью надо побольше общаться. Я не могу обвинять никого. Публика разная, уровень разный, но я знаю, что, повзрослев, они всё равно возвращаются к нашей музыке. Многие вещи надо понять. Мы тоже были молоды, нас тоже интересовало что–то необычное. О глубине и серьёзности не думали. Гонялись за течением. Это естественный процесс.
– Как вы решили отмечать 40–летие творческой деятельности?
– Где бы я сейчас ни выступала – я отмечаю юбилей. С Нового года начнётся подготовка к отчётным концертам. Проходить они будут с большим оркестром, на большой сцене. Но я каждый день на сцене, и для меня нет разницы – большая она или маленькая. Для меня важны зрители – и в отдалённых аулах, и в студенческих аудиториях. Площадки для меня одинаковы. Просто я говорю, что вот 40 лет пролетело. Да, как один миг…
ВСЯ СТРАНА И ПОЛОВИНА МИРА
На сцене Роза Рымбаева с 17 лет. Для маленькой, но голосистой девочки, как назвал её Арно Бабаджанян, писали песни самые известные советские композиторы. Никто из эстрадных певцов в те годы не представлял так много страну на международных конкурсах. За спиной Рымбаевой шесть побед – в Польше, Болгарии и других странах. И самые яркие её воспоминания – о музыкантах.
– Самые близкие люди для меня – композиторы. Многие, к сожалению, уже ушли. Сайдулла Байтереков, который написал песню «Алия». Талгат Сарыбаев – автор такой лиричной и нежной песни «Письмо домой». Владимир Мигуля тоже рано ушёл. («Поговори со мною, мама» – песня, написанная им для Розы Рымбаевой, и сегодня в любом зале вызывает слёзы. – М.В.). Обо всех вспоминаю и их песни пою.
– Вы – человек, склонный к экспериментам?
– Нет, я не экспериментирую. Свои взгляды, вкусы так и не поменяла.
– А как же история с рэпом? Ваше участие в клипе «Беш» вызвало такой шквал реакции, в том числе негативной.
– Это непонимание. Не все выросли просто. Клип не мой, идея, автор – Александр Шумский. Кто–то понял, кто–то нет. В стиле «рэп» у нас почти никто не поёт. Мне было интересно: молодые интересные парни восхваляют наш беш, пусть даже в американском духе. На реакцию я не обращаю внимания. Те люди, которые критиковали, они вообще кто? Что они из себя представляют?
– Критика, стало быть, вас не огорчает?
– Сейчас нет, к сожалению, критики. Нет ограничений. Любая домохозяйка, у которой есть деньги, может снять клип где угодно, хоть в Голливуде. И может выйти с ним на ТВ и сколько угодно его крутить. Это веяние времени. Те, у кого есть деньги, могут позволить себе любой каприз. А профессионалы всю жизнь занимаются своим делом.
– Вы смотрите программу «Голос»? И как вообще относитесь к подобным шоу?
– Есть там настоящие таланты, которым нужно помочь. Не все же с образованием выходят на сцену. Это мы после училища, консерватории получали направления в филармонию, или театр, в эти учреждения принимали только с дипломом. А сейчас на ТВ все выходят с дипломом?
«Голос» и прочие подобные программы дают толчок, чтобы молодой человек пошёл с дипломом лауреата и поступил в вуз. А потом параллельно продолжал заниматься творчеством.
В команде с Розой Рымбаевой всего двое – звукорежиссёр Александр Лапин и композитор Еркен Интыкбаев. Три вечера подряд они завораживали зал лирическими песнями.
СЕГОДНЯШНЮЮ МУЗЫКУ НЕ ПОЮ
Никто не скажет, что песни Розы Рымбаевой – ветхая старина, хотя многие и были написаны 30–40 лет назад. Хотя певица открыто заявляет, что не поёт сегодняшнюю музыку. Потому что она не профессиональна.
– Это делается в студиях, потом они выходят на сцену и под фонограмму рот открывают. Для этого не нужно голоса и образования.
– А как вы относитесь к новым жанрам, хотели бы участвовать в музыкальных постановках, мюзиклах?
– Это не задача для меня – участвовать, мюзикл – молодёжный спектакль. Мюзиклы я ставила в академии (Рымбаева – профессор Театральной академии им. Жургенова. – М.В.). Студенты мои их сдавали. Но если будет серьёзная постановка, какую–нибудь маму–бабушку я бы сыграла. Соответственно возрасту. Театральные роли я бы хотела сыграть – но я этот предмет преподаю (актёрское мастерство). На телевидении, в театрах, на радио – везде работают мои ученики.
– Актёрское мастерство нужно певцам? Какие образы вы выбираете для себя?
– Актёрское мастерство – это уметь жить содержанием, смыслом, уметь перевоплощаться в образ песни. Это мы проходили в институте, и с этим я живу уже 40 лет. В основном это образы Розы Рымбаевой, они зависят от характера песен.
– Ваш сын – достаточно известный музыкант. Вы работаете вместе, или он ищет свою стилистику?
– Ищет свою. Он пианист и композитор. Потом уже артист эстрады. Пишет музыку к фильмам. Я думала, что он пойдёт на дирижирование, но он выбрал театральный. Его специальность – артист эстрады. У нас с ним разные аудитории. Мы очень редко выступаем вместе и очень редко пересекаемся на сцене. Мы очень разные артисты.
– На фоне современных жанров кажется, что музыка, где есть мелодия, гармония, оркестровка, скоро уйдёт в какую–то узкую избранную аудиторию, как опера. Вы согласны?
– Нет, она будет вечно. Настоящее искусство, музыка – вечны. А всё остальное – мода, приходящая и уходящая. Хочется, чтобы публика разбиралась в музыке, качественную музыку, чтобы слушали и достойных артистов. На фонограммы пусть вообще не ходят. Не будут платить им деньги, они и не будут зарабатывать, обманывая публику.
– А в чём ваша миссия?
– Моя миссия уже 40 лет не меняется. Я пою хорошую музыку, я воспитываю публику.
Личное дело
Роза РЫМБАЕВА
Народная артистка Казахской ССР, Лауреат Государственной премии Республики Казахстан, Заслуженная артистка Кыргызстана и Узбекистана.
Является первой казахстанской артисткой, которая представляла СССР на международных конкурсах. Наибольшая популярность певицы пришлась на 1977–1979 годы, когда она выходила в финалы фестиваля «Песня года» и входила в десятку лучших певиц СССР в хит–параде «Звуковая дорожка» (в 1978 году – 3–е место, сразу после Аллы Пугачёвой и Софии Ротару).
Марина ВАСИЛЬЕВА,