На Шёлковом пути
Официально Кокжарская ярмарка была открыта в 1867–м году, но бойкая торговля на этом месте шла ещё задолго до этого, ведь лежит она в самом центре Великого Шёлкового пути. Сюда приезжали торговцы из Индии, Ирана, Турции. В 1860–м году предприимчивые купцы решили построить тут кирпичные ряды. Торговля на этом участке Шёлкового пути шла так бойко, что купцы решили тут надолго обосноваться. Так вскоре тут и появились добротные каменные дома, а ещё через несколько лет была построена и мечеть. Кирпич для строительства везли обозами из Гурьева и Уральска. Сейчас эти постройки являются одной из главных достопримечательностей Уила и важными объектами культурного наследия нашей области.
Лучше Кокжара только Кокжар
До 1867–го года главной ярмаркой Тургайских степей был Меновой двор в окрестностях Оренбурга. Чтобы избежать краж и грабежей, с благословления императрицы Елизаветы Петровны, рядом с торговыми рядами возвели крепостные стены, поставили пушки, а покой купцов охраняла вооружённая стража, но времена были неспокойные, и торговцы не чувствовали себя в безопасности. К тому же, перенос Оренбургской ярмарки чуть южнее, ближе к нынешнему Уилу, оказался экономически выгоднее. Это место и так было хорошо известно торговцам. Как отметил в своих этнографических исследованиях известный учёный 19–го века Фердинанд ГЕЛЬМГОЛЬЦ: «Киргизы охотнее продают свой скот и другие продукты, чем на оренбургском меновом дворе. Скота в прогоне было втрое больше, чем в Оренбурге, а шерсть и кожи раскупались нарасхват. В Уиле воздвигаются каменные корпуса с лавками и складами товаров. Всех корпусов строится 18, в каждом по 9 лавок».
Гости с Туманного Альбиона
В 1902–м году на Кокжарскую ярмарку приезжали английские бизнесмены. Они искали новый рынок сбыта для шерсти и кожи из Британии. Но наша шерсть оказалась качественней и дешевле, зато пряности полюбились местным жителям. Теперь едва ли не в каждой юрте куырдак и бешбармак стали готовить с использованием заморских специй. Гости с туманного острова своими одёжками очень удивили сельчан, но и британцам, привыкшим к колориту Индии, Африки и Азии, вид и традиции диковинных кочевников казались экзотикой. Они даже попытались снять документальный фильм о «диковинном народе» на древний киноаппарат.
После революции, когда зажиточных крестьян стали раскулачивать, а их запасы изымать в пользу советской власти, Кокжарская ярмарка была закрыта.
Однако вождь мирового пролетариата, узнав об этом, очень возмутился:
– В целях поднятия экономического состояния киргизского региона должно восстановить работу Уильской ярмарки, также нужно организовать различные пункты пропаганды советской власти, – писал Владимир ЛЕНИН в своей директиве.
С вождём никто спорить не стал. Ярмарка заработала вновь, а рядом с ней появилось почти три десятка агитпунктов и три народных театра.
Однажды, много лет спустя
В 30–ых годах ярмарку вновь закрыли. Сказались сталинские репрессии. Торговать там было попросту некому. В этот раз закрыли её надолго, более чем на 80 лет. Торговые ряды, с трудом возведённые купцами, были заброшены. В 2012–м году ярмарку решили возродить. И не только организовать там торговлю, но и придать её проведению статус культурно–исторического фестиваля республиканского масштаба. В этом году Кокжарской ярмарке исполняется 150 лет, поэтому её проведение стало едва ли не самым главным культурным событием области. Поздравить гостей фестиваля прибыл аким Актюбинской области Бердыбек САПАРБАЕВ.
– В нынешнем году по поручению главы государства мы приступили к реализации программы модернизации общественного сознания «Рухани жангыру». Благодаря дальновидной политике Нурсултана Назарбаева, в нашей стране наблюдаются стабильность и спокойствие, мир и единство. Стабильность – основа развития любого государства, сегодня мы ещё раз убедились в том, что в нашей стране все живут в мире и согласии. Мы – единая семья с богатой историей. Без истории нет будущего. Это правило, которое не требует доказательств. Священный долг нынешнего поколения – сохранить экономические и культурные ценности, – подчеркнул глава региона.
Арбузы с историей
Организаторы мероприятия постарались максимально воссоздать атмосферу полуторавековой давности. Батыры, цыганский табор, томные барышни 19–го века, господа в офицерской форме, торговцы арбузами из Самарканда. Кстати, в торговых рядах можно было попробовать местные арбузы, которыми издавна славились окрестности Уила.
– Попробуй арбуз, уважаемый! – уговаривал заглянувшего прохожего в лавку торговец Нурлан. – Таких ты точно никогда не пробовал! Больше чем 100 лет их тут выращивают. Их все любили, и купцы, и батыры, и просто гости Уила. Слаще арбузов на свете нет!
Изюминкой ярмарки стали восточные гости на верблюдах. Двугорбые корабли пустыни важно несли на себе тяжеленные сундуки с товаром, попутно позируя для селфи. Их возницы в арафатках и белых одеяниях даже не понукали умных животных. Перекинуться словом и обсудить последние новости к ним подъезжали джигиты на лошадях, а скромные барышни в чепчиках, под присмотром строгих отцов, тайком поглядывали на суровых покорителей степи. А торговцы зазывали прохожих криками:
– Заходи, народ, в мой огород! Половина сахар, половина мёд!
Если бы не смартфоны в руках зрителей и не автомобили на заднем фоне, то было ощущение, будто на неведомой машине времени все гости ярмарки оказались в 19–м веке.
Путешествие во времени
Эпохи тут сменялись каждую минуту. Вот прошли первые переселенцы, решившие поискать счастья в степях Уила, вот под звуки аккордеона проехали первые целинники. В прорезиненных робах, с богатым уловом на ярмарку пришли рыбаки из Иргиза. В 70–80–е этот край, как и сейчас, славился отменной рыбкой.
– Рыба – наша гордость! Ещё до революции её привозили на все ярмарки, в том числе на Кокжарскую. Потом, уже при СССР, дело поставили на поток. И сейчас актюбинские рыбные магазины охотно реализуют наших налимов, сомов и щук. Поэтому, когда встал вопрос, как именно на ярмарке мы будем представлять Иргизский район, никаких сомнений не возникло. Конечно, его должны представить рыбаки! – поделился житель Иргиза Умит.
Рыбка в руках артистов была бутафорской. Настоящая такой жары просто бы не выдержала. Зато в кирпичных торговых рядах, возведённых купцами ещё в 18–ом веке, было довольно прохладно. Всё–таки наши предки умели строить. Тут можно было прикупить настоящей рыбки из Иргиза. Причём довольно недорого. Например, за килограмм отборного налима тут просили всего 500 тенге. Также можно было приобрести мёд, молоко и сметану из Мартука, арбузы с Мугоджар и мясо со всех уголков региона. За кило баранины тут просили от 900 тенге, а конину можно было отыскать и за 1.500. Поэтому вечером гости ярмарки могли отметить яркое событие, приготовив отличный бешбармак, не особо напрягая семейный бюджет.
Этой ярмарки краски
Даже обычная продажа продуктов тут стала элементом праздника. Где ещё можно было отовариться в атмосфере 19–го века, так же, как закупались на зиму наши деды и прадеды.
Потом на долгое время торговые ряды были законсервированы, а затем вообще заброшены, но благодаря вниманию властей к сохранению культурного наследия, лавки были отреставрированы и заработали вновь. Купеческие лавки в сводчатых кирпичных комнатах уже сами по себе создавали атмосферу позапрошлого века. А ещё к этому можно добавить продавцов в народных костюмах. Иногда за булочкой, пиалой чая или бутылочкой кумыса забегали актёры. Так любая покупка превращалась в путешествие в 19–й век.
Для особого колорита рядом с торговыми рядами организаторы установили выставку музейных экспонатов. Эти выставки были тоже оформлены под торговые точки. Тут же был показан и процесс изготовления товаров. Прямо перед зрителями сельчане стригли барашка, а женщины перебирали шерсть, точно так же, как 150 лет назад.
Бабушкины секреты
Недалеко от главной дороги на ярмарке расположился импровизированный дастархан, где гости могли угоститься душистым чаем. К чаю подавался талкан, который женщины готовили тут же. Причём делали это по старинным рецептам, без новомодных блендеров и электрических мельниц. Пшено обжаривали на костре, в большом казане, потом толкли в деревянной ступке, а затем перемалывали в муку каменными жерновами ручной мельницы.
– Так меня бабушка учила. Мне тогда было лет 12, – вспоминает сельчанка Бакыт. – У бабушки тары и талкан всегда очень вкусными получались, хотя вроде бы никаких особых секретов не было. И, конечно же, трудно представить казахское чаепитие без горячих баурсаков!
Других посмотреть, себя показать
Самыми ходовыми товарами на ярмарке были национальные лакомства: курт, жент, тары, талкан, баурсаки. Новинка – подслащённая сметана – прекрасно подходила к вечернему чаепитию, а за мёдом из Мартука даже выстроилась небольшая очередь. Тут же можно было приобрести и современные тортики и чизкейки от актюбинских кондитеров. Ни один гурман не уходил с ярмарки недовольным. Однако большинство гостей пришли сюда не за покупками.
– У меня всё что нужно, на огороде растёт, – шутит жительница Уила, пенсионерка Анна Николаевна. – Я пришла на ярмарку, как говорится, людей посмотреть, себя показать. Молодость вспомнить. Тут столько интересного! Представление, песни, танцы, девчата в красивых костюмах. Можно со знакомыми встретиться, поговорить. Я целый год ждала этого события. Для нас, жителей Уила, это самый большой, самый долгожданный праздник!
От «Экспо» до Уила
Кроме продуктов, на Кокжарской ярмарке гости могли приобрести сувениры с национальным колоритом. Для участницы «Экспо–2017» Булбулай БИГИМБЕТОВОЙ поездка в Уил стала особым событием.
– Мой муж родился тут. Я привезла на ярмарку украшения из войлока. На «Экспо» я тоже их возила. Для меня это большая честь – участвовать в таком ответственном мероприятии, где многие ещё помнят моего супруга.
Жители окрестных аулов интересовались домбрами. Аким области остановил своё внимание на добротной камче.
– Хорошая вещь! Завести её, что ли, для нерадивых чиновников? – пошутил глава региона.
А оружейник Султан КУМАРОВ привёз на ярмарку настоящие сабли, булавы, секиры и мечи. С ними можно было хоть сейчас идти в бой. Правда, основу из металла Султан вырезает болгаркой, а дальше весь процесс идёт точно так же, как у наших предков.
– Я не ищу готовые чертежи. Просто смотрю на оружие в музеях, в исторических фильмах, на картинках. – поделился мастер. – Но не копирую их. Делаю так, чтобы оружие хорошо ложилось в руку.
Ещё одним хобби мастера стало вырезание фигурок из дерева. Одна из них – симпатичная выдра, особенно приглянулась посетившему ярмарку главе области.
Народные артисты и артисты из народа
Театрализованное представление на Кокжарской ярмарке собрало самые талантливые творческие коллективы области. Тут выступали и профессиональные актёры, и артисты художественной самодеятельности. Любимцами публики тут же стали представители этнокультурных центров. Украинцы с аккордеоном, татарские красавицы, предлагающие гостям сладости, узбекские дехкане на ослике, весёлые цыгане в повозке, украшенной цветастыми платками. К ним чаще всего подходили для фотографии. Кроме коллективов из актюбинского Дома Дружбы, сюда приехали ансамбли из сельских клубов.
– Мы в нашем коллективе собираем и храним песни и обряды, которые передавались от дедов к внукам, от отцов – к сыновьям. Работаем не по книжкам или сценариям из интернета. У нас всё живое, имеющее душу. Память о наших предках. Для нас выступление на ярмарке – хороший повод показать то, на что мы способны. Хобда тут совсем рядом. Мы и раньше приезжали сюда с концертами, но этот день – особенный, – считает специалист по работе с детьми из Хобды Ерлан МАМБЕТОВ.
И делу – время, и потехе – час
Театрализованное представление длилось чуть больше часа. Но скучать зрителям не пришлось. Собравшихся не спугнул даже небольшой дождик. На сцене актёры показали, как проходило становление посёлка, как сюда стали стекаться представители разных национальностей, для которых Уил, благодаря сказочному гостеприимству, стал родным домом.
Любителям спорта тоже было на что посмотреть. Перетягивание каната, гиревой спорт, скачки, байга. Не перевелись ещё джигиты на земле Уилской!
Но для главы региона визит в Уил имел не только развлекательный характер. Несмотря на плотный график, Бердыбек Сапарбаев решил поговорить с представителями крестьянских хозяйств.
И тут сельчане не ударили в грязь лицом. Сельское хозяйство в Уиле может стать примером для других районов: кролики, индейки, гуси, коровы мясных и молочных пород. Интересную инициативу проявили заводчики лошадей. Старшеклассники и студенты в свободное время имеют возможность поухаживать за конями. Это не только скрасит их досуг, но и даст им неплохие навыки при дальнейшем трудоустройстве, если кто–то из ребят захочет связать жизнь с крестьянским хозяйством, ныне самой перспективной сферой экономики страны.
Радость родом из детства
Но самое интересное гостям ярмарки организаторы припасли напоследок. Всего в паре километров от посёлка раскинулся этноаул из 25 белоснежных юрт. Как только закончилось представление, все гости отправились туда. И посмотреть было на что!
На открытом воздухе под аплодисменты толпы проходили состязания по казахской национальной борьбе. Ценители конного спорта могли насладиться байгой. Десятки всадников, не стеснённые границами ипподрома, демонстрировали своё умение держаться в седле. Для детей тут установили качели. Под звонкий смех ребятишек они взмывали к небу, как и сотни лет назад. Счастливая малышня забыла про компьютерные игрушки, телевизоры с мультиками, спинеры и плееры. Ни один, даже самый модный и дорогой гаджет не может дать таких эмоций, как игры на свежем воздухе, рядом с новыми друзьями. Настоящие детские радости остаются неизменными и через века.
Музей под шаныраком
Двери юрт были гостеприимно распахнуты перед участниками ярмарки. Накрытые столы ломились от угощения. Кроме того в теньке под деревьями в казанах кипело масло, добавляя к пряному аромату степи аппетитные запахи баурсаков и мяса.
Но не только гастрономическими удовольствиями решил прославиться этноаул. Часть юрт стала музеями, где из районных экспозиций привезли самые лучшие экспонаты. В отличие от городских пыльных залов, увешанных табличками «Руками не трогать», и где экспонаты прячутся за стеклянной витриной, предметы истории тут были совсем рядом. Достаточно лишь протянуть руку, как история становления народа становилась близкой и понятной. Как, впрочем, и всё в этноауле было буквально пропитано историей. Такой далёкой и тем не менее совсем близкой.
Живые экспонаты
Сотрудники хобдинского музея решили не ограничиваться статичными экспонатами. Вход в их юрту охраняли бдительные джигиты, сомкнувшие копья. Но для гостей у батыров всегда находилась улыбка, копья размыкались, приглашая гостя внутрь юрты с потрясающим убранством. Самыми достойными внимания экспонатами там были макет легендарного мавзолея из комплекса Абат–Байтак и настоящая кольчуга батыра. Именно эти экспонаты и символизируют хобдинский край. Ведь посмотреть Абат–Байтак приезжают гости даже из дальнего зарубежья, а второе название Хобдинского района – «Родина батыров». Более того, на отведённой территории сотрудники музея проводили обряд бет–ашар. Конечно, этот ритуал сейчас ни для кого не в диковинку, его проводят едва ли не на каждой казахской свадьбе, но сотрудники решили воссоздать его по рассказам стариков, максимально приблизив к древнему оригиналу, ещё не обросшему современными веяньями.
Тут же можно было увидеть, как в руках мастеров оживают, казалось бы, забытые древние ремесла. Например, резьба по дереву. Прежде ни один дастархан не обходился без красивой деревянной посуды, вырезанной умелыми руками мастеров. К сожалению, за последние годы эта традиция уступила свои позиции под давлением бездушной штамповки с завода фарфоровых изделий. Но сейчас всё больше людей, чтущих традиции предков, они стремятся поднести гостю кумыс или шубат не в стандартной пиалушке, а в чаше ручной работы из настоящего дерева с причудливой резьбой.
Напоследок
Всего за несколько лет возрождённая Кокжарская ярмарка стала долгожданным событием для всех ценителей самобытности казахского народа. Сейчас, по «Дорожной карте», произведена реконструкция трассы в Уил. Теперь дорога на легковом автомобиле туда занимает не больше двух–трёх часов. Растёт количество точек придорожного сервиса. В прошлом году успешно прошла газификация посёлка Уил. Всё больше туристов, в том числе и из дальнего зарубежья, интересуются некрополем Абат–Байтак, музеем «Алия», мавзолеем Кобланды батыра. Все эти объекты находятся совсем рядом с Уилом. Следовательно, в районе есть все предпосылки к тому, что совсем скоро Кокжарская ярмарка приобретёт статус международного фестиваля, и сюда приедут гости из всех уголков земного шара, желающие поближе познакомиться с историей кочевников и погрузиться в незабываемую атмосферу середины 19–го века.
Владислав КОЖУХАРЬ,
vlad.k@evrika.kz
Фото автора